Синформатикой, ! 98 ! тема: массивы. нужно написать программу в паскале. 1) сформируйте одномерный массив из 4 элементов (значения элементов укажет пользователь с клавиатуры). обнулите значения всех элементов с четными индексами. выведите значения одномерного массива в строку через пробел. 2) сформируйте одномерный массив и n-элементов (значения элементов зависит от порядкового номера массива и вычисляется по формуле ((i+3)/2). параметр n должен задавать пользователь. напишите программу, вычисляющую сумму значений элементов одномерного массива и среднее арифметическое введенных n-чисел. вывод оформите в строку через пробел. 3) в произвольно заданном одномерном массиве (случайные значения из отрезка от -7 до 14) из 11 элементов определить минимальный элемент и его номер. 4) поменять местами значения первого и пятого элементов в одномерном массиве. вывести на экран исходный массив, заданный пользователем любым и преобразованный массив. заранее большое !
Код в приложении.
Пояснения:
Посмотрим, как же нам решить задачу. Сначала, поймём как обнулить бит. Бит можно обнулить если использовать логическое И с нулём. Значит, нам нужно использовать логическое И на нужном бите. Как же это сделать? В С++ есть побитовые операции между двумя числами, но побитовое И (&) применяется между всеми битами двух чисел, т.е.
Заметим, что
Числа в С++ с фиксированной разрядностью, т.е. битов всегда определённое кол-во. Исходя из условий задачи, тут нужен int - 32-битный тип.
Тогда, чтобы обнулить нужный бит, нам нужно использовать побитовое И с таким числом, что все его биты, кроме нужного, равны 1.
Добиться этого мы сможем следующим образом. Сдвинем 1 влево на k бит и получим такое число, что все биты, кроме k-го равны 0, а k-ый равен 1, и используем побитовую инверсию (~), т.е. инвертируем каждый бит в числе.
Получив нужное число, выполняем побитовое И и обнуляем k-ый бит.
Как работают примеры:
И второй пример:
В предыдущем параграфе мы познакомились со структурой программы на языке Паскаль, научились описывать данные, рассмотрели оператор присваивания. Этого достаточно для того, чтобы записать программу преобразования данных. Но результат этих преобразований нам виден не будет.
Для вывода данных из оперативной памяти на экран монитора используется оператор вывода write:
Здесь в круглых скобках помещается список вывода — список выражений, значения которых выводятся на экран. Это могут быть числовые, символьные и логические выражения, в том числе переменные и константы.
Произвольный набор символов, заключённый в апострофы, считается строковой константой. Строковая константа может содержать любые символы, набираемые на клавиатуре.
Пример. Оператор write (' s=', s) выполняется так:
1) на экран выводятся символы, заключённые в апострофы: s=
2) на экран выводится значение переменной, хранящееся в ячейке оперативной памяти с именем s.
Если значение переменной s равно 15 и она имеет целочисленный тип, то на экране появится: s=15
Если значение переменной s равно 15, но она имеет вещественный тип, то на экране появится: s=1.5Е+01
При выполнении оператора вывода все элементы списка вывода печатаются непосредственно друг за другом. Так, в результате работы оператора write (1, 20, 300) на экран будет выведена последовательность цифр 120300, которая будет восприниматься нами как число 120300, а не как три отдельные числовые константы. Сделать выводимые данные более доступными для восприятия можно разными
Формат вывода — это указываемое после двоеточия целое число, определяющее, сколько позиций на экране должна занимать выводимая величина. Если цифр в числе меньше, чем зарезервированных под него позиций на экране, то свободные позиции дополняются пробелами слева от числа. Если указанное в формате вывода после двоеточия число меньше, чем необходимо, то оно автоматически будет увеличено до минимально необходимого.
Для вывода вещественного числа в списке вывода для каждого выражения указываются два параметра: 1) общее количество позиций, отводимых под число; 2)количество позиций в дробной части числа:
При выполнении нового оператора write вывод продолжается в той же строке. Чтобы осуществить переход к новой строке, используется оператор writeln. Других различий между операторами write и writeln нет.
3.2.2. Первая программа на языке Паскаль
Пользуясь рассмотренными операторами, составим программу, вычисляющую длину окружности и площадь круга радиуса 5,4 см.
Исходным данным в этой задаче является радиус: r = 5,4 см. Результатом работы программы должны быть величины с — длина окружности и s — площадь круга, с, s и r — величины вещественного типа.
Исходные данные и результаты связаны соотношениями, известными из курса математики: с = 2πr, s = πr2. Программа, реализующая вычисления по этим формулам, будет иметь вид:
Эта программа верна и решает поставленную задачу. Запустив её на выполнение, вы получите следующий результат:
И всё-таки составленная нами программа имеет существенный недостаток: она находит длину окружности и площадь круга для единственного значения радиуса (5,4 см).
Для того чтобы вычислить длину окружности и площадь круга для другого значения радиуса, потребуется вносить изменения непосредственно в текст программы, а именно изменять оператор присваивания. Внесение изменений в существующую программу, по меньшей мере, не всегда удобно (например, когда программа большая и операторов присваивания много). Ниже вы познакомитесь с оператором, позволяющим вводить исходные данные в процессе работы программы, не прибегая к изменению текста программы.
3.2.3. Ввод данных с клавиатуры
Для ввода в оперативную память значений переменных используется оператор ввода read:
При выполнении оператора read компьютер переходит в режим ожидания данных: пользователь должен ввести данные с клавиатуры и нажать клавишу Enter 1.
1 Нажатием клавиши Enter может сопровождаться ввод каждого значения.
Несколько значений переменных числовых типов могут вводиться через пробел или через запятую. При вводе символьных переменных пробел и запятая воспринимаются как символы, поэтому ставить их нельзя.
Первое введённое пользователем значение переменной помещается в ячейку памяти, имя которой расположено первым в списке ввода, и т. д. Поэтому типы вводимых значений (входного потока) должны соответствовать типам переменных, указанных в разделе описания переменных.
Пример. ПУСТЬ .
var i, j: integer; x: real; a: char;
Объяснение: