Определение через род и видовое отличие состоит из двух понятий: определяемого и определяющего, а сама операция включает в , себя два приема: 1) подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие (род) и 2) указание видового отличия, т.е. признака, отличающего определяемый предмет (вид этого рода) от других видов, входящих в данный род. Например:«Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное письменное распоряжение чекодателя банку уплатить держателю чека указанную в нем сумму». Здесь определяемое понятие «чек» является видом родового понятия «ценная бумага», которое содержит некоторые признаки понятия «чек»; остальная часть определения – видовое отличие – отличает чек от облигации, векселя, акции и других документов, выпускаемых в соответствии с законодательством в качестве ценных бумаг'.Определение через род и видовое отличие выражается символически: А=Вс, где А – определяемое понятие, Be – определяющее понятие (В – род, с – видовое отличие). Или: Dfd = Dfn, где = – знак эквивалентности.
Кортеж (tuple) - последовательный набор данных фиксированной длины. Данные в кортеже могут быть разного типа, их количество обычно невелико (в Pascal ABC.NET 3 - максимум 7). Важно, что кортеж создается на этапе компиляции, поэтому его структура неизменна. Данные в кортеже нельзя редактировать - они доступны только на чтение. Внешне кортеж выглядит как список. Например, список аргументов у функции или процедуры. И запись (record) в Паскале - тоже своего рода кортеж.
Кортежи могут быть весьма полезны. Например, в Паскале обычно функция возвращает некоторое значение. А если надо, к примеру, два? Процедуру делать? Кортеж решает эту проблему. Ниже приведен пример работающей программы на PascalABC.NET 3.3. Напомню, что идентификаторы в программе могут содержать символы Unicode из любых алфавитных наборов, поэтому имена переменных написаны кириллицей.
function DivMod(a,b:integer):=(a div b,a mod b);
begin var (Делимое,Делитель):=ReadInteger2('Делимое и делитель:'); var (Частное,Остаток):=Divmod(Делимое,Делитель); Writeln('Частное = ',Частное,', остаток = ',Остаток) end.
Пример Делимое и делитель: 356432 242 Частное = 1472, остаток = 208
Пример демонстрирует возможности, которые открывают кортежи.
Функция DivMod возвращает кортеж из двух элементов. Благодаря кортежу она состоит из единственного оператора и это позволило записать её в одну строку. Содержимое кортежа определяется заданными выражениями, их тип - типом результата (integer).
ReadInteger2 - это функция, возвращающая кортеж из двух элементов типа integer, принятых с клавиатуры.
Левая часть оператора присваивания var (Делимое,Делитель):= реализует так называемое кортежное присваивание. (Делимое,Делитель) - это запись кортежа, поскольку перечисление находится в круглых скобках. Но именно в таком употреблении это одновременно две различные переменные, которым будет присвоено значение элементов кортежа. Кортеж в правой части "распаковывается" так, что значение первого элемента кортежа попадает в первую переменную, а второе - во вторую. В результате оказалось достаточно одного оператора, заменяющего три: var Делимое,Делитель:integer; Write('Делимое и делитель: '); Read(Делимое,Делитель);
Еще одно кортежное присваивание var (Частное,Остаток):=Divmod(Делимое,Делитель); создает две переменные типа integer и распаковывает в них кортеж, возвращаемый функцией DivMod.
И только процедура вывода Writeln() написана без кортежа. Чтобы показать, как можно использовать элементы кортежа без распаковки, вышеприведенный пример запишем иначе.
function DivMod(a,b:integer):=(a div b,a mod b);
begin var (Делимое,Делитель):=ReadInteger2('Делимое и делитель:'); var t:=Divmod(Делимое,Делитель); Writeln('Частное = ',t[0],', остаток = ',t[1]) end.
Здесь t - кортеж типа (integer,integer). Присваивание одного кортежа другому делается обычным В обращении к элементам кортежа мы пользуемся синтаксисом, принятым для элементов массива, индексированных от нуля.
Понятно, что в кратком ответе невозможно описать все, что дают языку программирования кортежи. Закончить хочу примером того, как кортеж позволят обменять местами значения двух переменных: (a,b):=(b,a);
И, поскольку Вы раньше задавали вопрос о лямбдах -вот она:
begin var DivMod:(integer,integer)->(integer,integer):=(a,b)->(a div b,a mod b); var (Делимое,Делитель):=ReadInteger2('Делимое и делитель:'); var t:=DivMod(Делимое,Делитель); Writeln('Частное = ',t[0],', остаток = ',t[1]) end.
Важно, что кортеж создается на этапе компиляции, поэтому его структура неизменна. Данные в кортеже нельзя редактировать - они доступны только на чтение.
Внешне кортеж выглядит как список. Например, список аргументов у функции или процедуры. И запись (record) в Паскале - тоже своего рода кортеж.
Кортежи могут быть весьма полезны.
Например, в Паскале обычно функция возвращает некоторое значение. А если надо, к примеру, два? Процедуру делать? Кортеж решает эту проблему.
Ниже приведен пример работающей программы на PascalABC.NET 3.3.
Напомню, что идентификаторы в программе могут содержать символы Unicode из любых алфавитных наборов, поэтому имена переменных написаны кириллицей.
function DivMod(a,b:integer):=(a div b,a mod b);
begin
var (Делимое,Делитель):=ReadInteger2('Делимое и делитель:');
var (Частное,Остаток):=Divmod(Делимое,Делитель);
Writeln('Частное = ',Частное,', остаток = ',Остаток)
end.
Пример
Делимое и делитель: 356432 242
Частное = 1472, остаток = 208
Пример демонстрирует возможности, которые открывают кортежи.
Функция DivMod возвращает кортеж из двух элементов.
Благодаря кортежу она состоит из единственного оператора и это позволило записать её в одну строку. Содержимое кортежа определяется заданными выражениями, их тип - типом результата (integer).
ReadInteger2 - это функция, возвращающая кортеж из двух элементов типа integer, принятых с клавиатуры.
Левая часть оператора присваивания var (Делимое,Делитель):= реализует так называемое кортежное присваивание. (Делимое,Делитель) - это запись кортежа, поскольку перечисление находится в круглых скобках. Но именно в таком употреблении это одновременно две различные переменные, которым будет присвоено значение элементов кортежа. Кортеж в правой части "распаковывается" так, что значение первого элемента кортежа попадает в первую переменную, а второе - во вторую.
В результате оказалось достаточно одного оператора, заменяющего три:
var Делимое,Делитель:integer;
Write('Делимое и делитель: ');
Read(Делимое,Делитель);
Еще одно кортежное присваивание
var (Частное,Остаток):=Divmod(Делимое,Делитель);
создает две переменные типа integer и распаковывает в них кортеж, возвращаемый функцией DivMod.
И только процедура вывода Writeln() написана без кортежа.
Чтобы показать, как можно использовать элементы кортежа без распаковки, вышеприведенный пример запишем иначе.
function DivMod(a,b:integer):=(a div b,a mod b);
begin
var (Делимое,Делитель):=ReadInteger2('Делимое и делитель:');
var t:=Divmod(Делимое,Делитель);
Writeln('Частное = ',t[0],', остаток = ',t[1])
end.
Здесь t - кортеж типа (integer,integer). Присваивание одного кортежа другому делается обычным В обращении к элементам кортежа мы пользуемся синтаксисом, принятым для элементов массива, индексированных от нуля.
Понятно, что в кратком ответе невозможно описать все, что дают языку программирования кортежи. Закончить хочу примером того, как кортеж позволят обменять местами значения двух переменных:
(a,b):=(b,a);
И, поскольку Вы раньше задавали вопрос о лямбдах -вот она:
begin
var DivMod:(integer,integer)->(integer,integer):=(a,b)->(a div b,a mod b);
var (Делимое,Делитель):=ReadInteger2('Делимое и делитель:');
var t:=DivMod(Делимое,Делитель);
Writeln('Частное = ',t[0],', остаток = ',t[1])
end.