Прочитав текст, можно легко понять, что проще всего "зацепиться" за его фрагмент "я учился на 12 и 11". Кроме того, нигде не встречается цифр, больших двойки, следовательно основание системы р может быть 3 и более. Допустим, что система оценок была пятибалльной. Пусть p=3, тогда 12(3)=3+2=5, 11(3)=4 и это похоже на реальные числа. При р=4 получаем 12(4)=6 и это уже нарушает наше допущение о пятибалльной системе. Но посмотрим, что даст предположение р=3. 12(3) лет - это 5. 122 года - это 3²+2×3+2 = 17 лет - нормальный возраст для поступления в вуз. 21(3) год - это 3×2+1 = 7 лет - вполне допустимый срок для начала преподавания. 220(3) лет = 2×3²+2×3 = 24 года - путешествие было не коротким... 10011(3) лет = 3⁴+3+1 = 85 лет - вполне почтенный возраст.
Замечание надеемся, что вы еще не забыли о позиционном принципе записи чисел в любых системах счисления (значение цифр, количество которых ограничено, зависит от положения в числе, от ее позиции).в данный момент мы делаем шаг в сторону абстрагирования от конкретных значений цифр и начинаем считать только количество знакомест (позиций), которое в принято называть "разрядом", а совокупность разрядов (знакомест) — "разрядностью". определение разряд в арифметике — это место, занимаемое цифрой при записи числа. например, в десятичной системе счисления цифры первого разряда — это единицы, второго разряда — десятки и т. д. но арифметические законы, которые кажутся привычными в десятичной системе счисления, все без исключения действительны и для двоичной системы счисления. двоичные числа также можно складывать, вычитать, перемножать и делить с использованием тех же приемов школьного курса арифметики. отличие заключается только в том, что используются всего две цифры. кроме того, как мы уже выяснили, в двоичной системе счисления каждый разряд — это бит и его значение зависит от позиции и равно соответствующей степени числа "2". определение разрядность двоичного числа — это количество знакомест (разрядов) или количество битов, заранее отведенных для записи числа. пример десятичное число "2" может быть записано различными способами в зависимости от разрядности двоичного числа: как "10", если разрядность равна двум; как "0010", если разрядность равна четырем; как "00000010", если разрядность равна восьми. обратите внимание, что последний вариант соответствует записи десятичного числа "2" в пределах одного байта информации. разрядность двоичного числа интересует нас в связи с тем, что это количество разрядов (позиций или знакомест) обеспечивает определенный набор возможных двоичных чисел, которые, как мы уже договорились, могут служить , с которых происходит кодирование любых видов информации: собственно чисел, текстов, графических и цветных изображений, звуков, анимации и видео. осталось только выяснить, каким образом разрядность влияет на количество информации (двоичных кодов), котоую можно получить с определенного количества разрядов. однако прежде следует учесть одну особенность двоичных чисел, нашедшую применение в компьютерных технологиях, — это фиксированные значения разрядности двоичных чисел.
Допустим, что система оценок была пятибалльной.
Пусть p=3, тогда 12(3)=3+2=5, 11(3)=4 и это похоже на реальные числа.
При р=4 получаем 12(4)=6 и это уже нарушает наше допущение о пятибалльной системе.
Но посмотрим, что даст предположение р=3.
12(3) лет - это 5.
122 года - это 3²+2×3+2 = 17 лет - нормальный возраст для поступления в вуз.
21(3) год - это 3×2+1 = 7 лет - вполне допустимый срок для начала преподавания.
220(3) лет = 2×3²+2×3 = 24 года - путешествие было не коротким...
10011(3) лет = 3⁴+3+1 = 85 лет - вполне почтенный возраст.