Никто не знает точно, где и когда возникла письменность. мы можем только предполагать, как она развивалась с древнейших времен. человек начал рисовать картинки, повествующие об охоте и войне, о жизни племен. картинки использовались также для передачи сообщений. изображение солнца означало день. две отметки рядом с солнцем обозначали два дня. такие значки называются пиктограммами. с развитием цивилизации этот метод письма был ускорен путем картинок. египтяне прибегали к волнистой линии для обозначения воды. китайцы рисовали ухо между двумя дверьми, что имело значение «слушать». такие знаки назывались идеографами или идеограммами. древние египтяне пользовались системой, которую мы называем иероглифами. сначала это была полностью идеографическая система. но в ходе веков египтяне создали и фонетическую систему, то есть такие знаки, которые означали звуки речи, а не только изображали предметы или явления. с развитием цивилизации возникла потребность в большом количестве знаков. так возник метод написания слов в соответствии с их звучанием. знаки, звуки, называются фонемами. слова при этом могут делиться на слоги. следующей стадией развития письменности стало создание алфавита. древние египтяне и жители вавилона знали, как писать алфавитным способом. по их методу были созданы греческий и латинский алфавиты, которыми широко пользуются в мире, за исключением азиатских стран.
Спочатку потрібно викликати процедуру randomize.
Потрібно створити ціле число, що належить інтервалу [1, 4]. Для цього будемо використовувати формулу X:=Random(B-A+1)+A, де A=1,B=4.
Перевіримо створене число.
Якщо воно дорівнює 1, то надрукуємо слово 'піка'.
Якщо воно дорівнює 2, то надрукуємо слово 'треф'.
Якщо воно дорівнює 3, то надрукуємо слово 'бубна'.
Якщо воно дорівнює 4, то надрукуємо слово 'чирва'.
Програма
var x:byte;
begin
randomize;x:=random(4)+1;
if x=1 then writeln('пики');
if x=2 then writeln('трефи');
if x=3 then writeln('бубни');
if x=4 then writeln('черви');
end.
Приклад 2
Одержати у програмі 10 випадкових цілих чисел у діапазоні від 0 до 10 включно та знайти їх суму.
Змінні:
Вхідних даних немає.
Вихідні:
x – число, що має значення від 0 до 10 (ціле число)
s – сума всіх чисел x
Проміжні:
i – параметр циклу (ціле число)