вычислительная техника является важнейшим компонентом процесса вычислений и обработки данных. первыми приспособлениями для вычислений были, вероятно, всем известные счётные палочки, которые и сегодня используются в начальных классах многих школ для обучения счёту. развиваясь, эти приспособления становились более сложными, например, такими как финикийские глиняные фигурки, также предназначаемые для наглядного представления количества считаемых предметов. такими приспособлениями, похоже, пользовались торговцы и счетоводы того времени.
компью́тер (. computer — «вычислитель») — устройство выполняющее заданную последовательность операций (чаще всего связанных с числовыми расчетами и манипулированием данными).
изобретения первого компьютера, , начинается с идей знаменитого итальянского изобретателя. еще в xv веке, в своих дневниках, леонардо да винчи приводит эскиз суммирующего устройства на базе зубчатых колец. (правда дальше чертежей у леонардо дело не дошло т.к. технологии того времени были весьма примитивны для реализации его идей).
первое поколение. компьютеры на электронных лампах (194х-1955)
быстродействие: несколько десятков тысяч операций в секунду.
компьютер на электронных лампах
поскольку лампы имеют существенные размеры и их тысячи, то машины имели огромные размеры.
поскольку ламп много и они имеют свойство перегорать, то часто компьютер простаивал из-за поиска и замены вышедшей из строя лампы.
лампы выделяют большое количество тепла, следовательно, вычислительные машины требуют специальные мощные охладительные системы.
второе поколение. компьютеры на (1955-1965)
по сравнению с электронными лампами использование позволило уменьшить размеры вычислительной техники, повысить надежность, увеличить скорость работы (до 1 млн. операций в секунду) и почти свести на нет теплоотдачу. развиваются способы хранения информации: широко используется магнитная лента, позже появляются диски. в этот период была замечена первая компьютерная игра.
третье поколение. компьютеры на интегральных схемах (1965-1980)
быстродействие: миллионы операций в секунду.
интегральная схема представляет собой электронную схему, вытравленную на кремниевом кристалле. на такой схеме умещаются тысячи . следовательно, компьютеры этого поколения были вынуждены стать еще мельче, быстрее и дешевле.
последнее свойство позволяло компьютерам проникать в различные сферы деятельности человека. из-за этого они становились более специализированными (т.е. имелись различные вычислительные машины под различные ).
появилась проблема совместимости выпускаемых моделей (программного обеспечения под них). впервые большое внимание совместимости уделила компания ibm.
было реализовано мультипрограммирование (это когда в памяти находится несколько выполняемых программ, что дает эффект ресурсов процессора).
четвертое поколение. компьютеры на больших (и сверхбольших) интегральных схемах (1980-…)
быстродействие: сотни миллионов операций в секунду.
Треугольник существует, если сумма длин двух любых его сторон больше длины третьей стороны. Длина стороны может быть определена как расстояние между соответствующими сторонами треугольника:
// PascalABC.NET 3.0, сборка 1160 от 05.02.2016 type Point=record x,y:real end;
procedure GetPoint(c:char;var M:Point); begin Write('Введите координаты точки ',c,': '); Read(M.x,M.y) end;
function Dist(a,b:Point):=sqrt(sqr(b.x-a.x)+sqr(b.y-a.y));
begin var A,B,C:Point; GetPoint('A',A); GetPoint('B',B); GetPoint('C',C); var ab:=Dist(A,B); var bc:=Dist(B,C); var ac:=Dist(A,C); if (ab<bc+ac) and (bc<ab+ac) and (ac<ab+bc) then Writeln('Треугольник существует') else Writeln('Треугольник не существует') end.
Тестовое решение: Введите координаты точки A: -6.9 -5.3 Введите координаты точки B: 0 11.4 Введите координаты точки C: 9 3 Треугольник существует
вычислительная техника является важнейшим компонентом процесса вычислений и обработки данных. первыми приспособлениями для вычислений были, вероятно, всем известные счётные палочки, которые и сегодня используются в начальных классах многих школ для обучения счёту. развиваясь, эти приспособления становились более сложными, например, такими как финикийские глиняные фигурки, также предназначаемые для наглядного представления количества считаемых предметов. такими приспособлениями, похоже, пользовались торговцы и счетоводы того времени.
компью́тер (. computer — «вычислитель») — устройство выполняющее заданную последовательность операций (чаще всего связанных с числовыми расчетами и манипулированием данными).
изобретения первого компьютера, , начинается с идей знаменитого итальянского изобретателя. еще в xv веке, в своих дневниках, леонардо да винчи приводит эскиз суммирующего устройства на базе зубчатых колец. (правда дальше чертежей у леонардо дело не дошло т.к. технологии того времени были весьма примитивны для реализации его идей).
первое поколение. компьютеры на электронных лампах (194х-1955)
быстродействие: несколько десятков тысяч операций в секунду.
компьютер на электронных лампах
поскольку лампы имеют существенные размеры и их тысячи, то машины имели огромные размеры.
поскольку ламп много и они имеют свойство перегорать, то часто компьютер простаивал из-за поиска и замены вышедшей из строя лампы.
лампы выделяют большое количество тепла, следовательно, вычислительные машины требуют специальные мощные охладительные системы.
второе поколение. компьютеры на (1955-1965)
по сравнению с электронными лампами использование позволило уменьшить размеры вычислительной техники, повысить надежность, увеличить скорость работы (до 1 млн. операций в секунду) и почти свести на нет теплоотдачу. развиваются способы хранения информации: широко используется магнитная лента, позже появляются диски. в этот период была замечена первая компьютерная игра.
третье поколение. компьютеры на интегральных схемах (1965-1980)
быстродействие: миллионы операций в секунду.
интегральная схема представляет собой электронную схему, вытравленную на кремниевом кристалле. на такой схеме умещаются тысячи . следовательно, компьютеры этого поколения были вынуждены стать еще мельче, быстрее и дешевле.
последнее свойство позволяло компьютерам проникать в различные сферы деятельности человека. из-за этого они становились более специализированными (т.е. имелись различные вычислительные машины под различные ).
появилась проблема совместимости выпускаемых моделей (программного обеспечения под них). впервые большое внимание совместимости уделила компания ibm.
было реализовано мультипрограммирование (это когда в памяти находится несколько выполняемых программ, что дает эффект ресурсов процессора).
четвертое поколение. компьютеры на больших (и сверхбольших) интегральных схемах (1980-…)
быстродействие: сотни миллионов операций в секунду.
Длина стороны может быть определена как расстояние между соответствующими сторонами треугольника:
// PascalABC.NET 3.0, сборка 1160 от 05.02.2016
type
Point=record
x,y:real
end;
procedure GetPoint(c:char;var M:Point);
begin
Write('Введите координаты точки ',c,': ');
Read(M.x,M.y)
end;
function Dist(a,b:Point):=sqrt(sqr(b.x-a.x)+sqr(b.y-a.y));
begin
var A,B,C:Point;
GetPoint('A',A); GetPoint('B',B); GetPoint('C',C);
var ab:=Dist(A,B);
var bc:=Dist(B,C);
var ac:=Dist(A,C);
if (ab<bc+ac) and (bc<ab+ac) and (ac<ab+bc) then
Writeln('Треугольник существует')
else Writeln('Треугольник не существует')
end.
Тестовое решение:
Введите координаты точки A: -6.9 -5.3
Введите координаты точки B: 0 11.4
Введите координаты точки C: 9 3
Треугольник существует