В чем разница между алгоритмом и программой ясно уже из терминологии. Казалось бы, в обоих случаях мы видим упорядоченные действия, приводящие к конечному результату. Как понятно из определений, программа может состоять из нескольких алгоритмов, однако иерархия “общее — частное” здесь не прослеживается. Алгоритм — это вообще любая инструкция, в которой четко перечислены действия. Например, для сборки шкафа. Программой она, конечно, являться не будет. Алгоритм может существовать в любой форме: его можно запомнить, записать в блокнот, зарисовать в виде схемы, продиктовать, так как в основе его — логическая составляющая, а не формальная. Программа же — понятие формальное. Она представляет собой именно запись набора алгоритмов, причем запись на одном из языков программирования, понятных вычислительной машине. Это может быть не только наш привычный компьютер, но и блок управления любого прибора. Таким образом, алгоритм можно определить как метод или схему воплощения идеи, программу — как ее реализацию конкретными средствами. Еще одно отличие программы от алгоритма — оперирование конкретными данными в процессе выполнения. Если алгоритм представляет собой только описание действий, требующихся для достижения цели, то программа содержит и описание данных в том числе. Алгоритм может быть массовым, то есть предназначаться для решения не одной задачи, а класса задач. Вместе с тем к его свойствам относят еще дискретность и определенность. Алгоритм подразумевает совершение элементарных действий над элементарными объектами, однако для разных исполнителей элементарность будет разной.
Понятие алгоритма гораздо шире, нежели программы: базовое понятие математики. Компьютерная программа является объектом права интеллектуальной собственности, алгоритм же к таковым не относится.
Program Number; var x: integer; { введенное число } n: byte := 0; { количество цифр в числе } i, j: byte; { счетчики } xi: array[1..5] of integer;{массив цифр, из которых состоит число} begin { Ввод исходного числа } readln(x); writeln; x := abs(x); // рассматриваем модуль числа { Разбиение числа на цифры } while (x > 0) do begin n := n + 1; // увеличиваем количество цифр xi[n] := x mod 10; // вычисляем цифру (остаток от деления на 10) if xi[n] = 8 then // если встретилась 8, begin writeln('да'); // то число "бесконечное" readln; exit; // выход из программы end; x := x div 10; // изменяем число (целое от деления на 10) end; { Поиск цифр, встречающихся больше одного раза} for i := 1 to n - 1 do for j := i + 1 to n do if xi[i] = xi[j] then // если числа begin writeln('да'); // то число "бесконечное" readln; exit; // выход из программы end; { Число не явлется "бесконечным" } writeln('нет');end.
Понятие алгоритма гораздо шире, нежели программы: базовое понятие математики. Компьютерная программа является объектом права интеллектуальной собственности, алгоритм же к таковым не относится.
var x: integer; { введенное число } n: byte := 0; { количество цифр в числе } i, j: byte; { счетчики } xi: array[1..5] of integer;{массив цифр, из которых состоит число}
begin { Ввод исходного числа } readln(x); writeln; x := abs(x); // рассматриваем модуль числа { Разбиение числа на цифры } while (x > 0) do begin n := n + 1; // увеличиваем количество цифр xi[n] := x mod 10; // вычисляем цифру (остаток от деления на 10) if xi[n] = 8 then // если встретилась 8, begin writeln('да'); // то число "бесконечное" readln; exit; // выход из программы end; x := x div 10; // изменяем число (целое от деления на 10) end; { Поиск цифр, встречающихся больше одного раза} for i := 1 to n - 1 do for j := i + 1 to n do if xi[i] = xi[j] then // если числа begin writeln('да'); // то число "бесконечное" readln; exit; // выход из программы end; { Число не явлется "бесконечным" } writeln('нет');end.