При Петре радикальным изменениям подверглась судебная система. Функции верховного суда получили Сенат и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: в провинциях — гофгерихты, или надворные апелляционные суды в крупных городах, и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян, кроме монастырских, а также горожан, не включённых в посад. Судебные дела горожан, включённых в посад, с 1721 года вёл магистрат. В остальных случаях действовал так называемый единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Однако в 1722 г. нижние суды были заменены провинциальными судами, возглавляемыми воеводой. Также судьи были отделены от администрации.
Первым типом города, распространившимся в Средние века, был епископский. Епископ был главным признаком города, т.к. во главе любой значимой группы людей обязательно находился епископ. С течением времени, в процессе эволюции городской культуры, власть епископа была свергнута, или значительно ограничена.
Факт № 2. Город мертвых внутри города живых
В связи с тем, что город населяли верующие христиане, качественно изменилась одна из черт организации городской жизни – захоронение умерших. Мертвое тело больше не вызывало страха у средневековых людей. «Христианство вернуло в город старые кладбища и основало новые» (Жак Ле Гофф – французский историк-медиевист)
Факт №3. Стены
Важнейшим из всего античного наследия средневекового города были стены, преимущественно построенные для защиты от нападения варварских народов. Средневековые люди чинили эти стены, а также возводили новые. Но наряду с защитной функцией, стены стали важнейшим символом города. После получения юридического статуса на печатях города будут часто изображаться его стены.
Факт №4. Ворота
В связи с тем, что в эпоху Средневековья стенам стали придавать большое символическое значение, появляется особый интерес к воротам. Через них проходили люди и скот, ввозили продовольствие. Ворота в период Средневековья воплощали диалектику «внутри — снаружи», где внутренне пространство было более значимым, чем внешнее пространство
Факт №5. Столицы
То, как средневековые европейцы определяли столицу, отличается от современного понимания. Столицы, прежде всего, выступали резиденциями высшей политической власти, и очень небольшое количество городов достигали этого высокого статуса в Средние века. Например, город Рим, который, безусловно, являлся постоянной резиденцией папской власти, нес чисто символическое звание «столицы мира», которое было введено в употребление императорской канцелярией в Средние века, потому что там короновали императоров. В сущности, можно сказать, что в весь христианский мир, по сути, не имел столицы, поскольку даже Рим ею не являлся
Факт №6. Городская литература
В эпоху Средневековья люди еще не любовались природной красотой, поэтому единственное из всего географического разнообразия они выбрали объектом восхищения города. В данный период появляется и начинает свое бурное развитие такой литературный жанр, как городские хроники, где и происходило разноплановое восхваление города. Например, средневековые европейцы восхищались многолюдностью и экономической активностью городов. Также в восторг приводила красота памятников и церквей, разнообразие ремесел, распространение культуры, и наконец, память о города, зачастую легендарном. Несмотря на присутствие мифов о героях-основателях городов еще в античности, в эпоху Средневековья происходит обновление этой традиции.
Факт №7. Демократия
Самым известным пороком средневекового города было неравенство. Купцы, которые были представителями старших цехов, учреждали различные советы, управляющие городом, тогда как мелкие ремесленники и бедняки играли малую роль в правлении. Но все же город эпохи Средневековья был первой моделью демократического общества. Сравнив европейский, византийский, мусульманский и китайский города, можно отметить, что «европейский городской опыт был в целом интенсивнее, разнообразнее, революционнее и демократичнее, чем какой бы то ни было» (Роберт Лопес — итало-американский историк-медиевист).
Факт №1. Город епископский
Первым типом города, распространившимся в Средние века, был епископский. Епископ был главным признаком города, т.к. во главе любой значимой группы людей обязательно находился епископ. С течением времени, в процессе эволюции городской культуры, власть епископа была свергнута, или значительно ограничена.
Факт № 2. Город мертвых внутри города живых
В связи с тем, что город населяли верующие христиане, качественно изменилась одна из черт организации городской жизни – захоронение умерших. Мертвое тело больше не вызывало страха у средневековых людей. «Христианство вернуло в город старые кладбища и основало новые» (Жак Ле Гофф – французский историк-медиевист)
Факт №3. Стены
Важнейшим из всего античного наследия средневекового города были стены, преимущественно построенные для защиты от нападения варварских народов. Средневековые люди чинили эти стены, а также возводили новые. Но наряду с защитной функцией, стены стали важнейшим символом города. После получения юридического статуса на печатях города будут часто изображаться его стены.
Факт №4. Ворота
В связи с тем, что в эпоху Средневековья стенам стали придавать большое символическое значение, появляется особый интерес к воротам. Через них проходили люди и скот, ввозили продовольствие. Ворота в период Средневековья воплощали диалектику «внутри — снаружи», где внутренне пространство было более значимым, чем внешнее пространство
Факт №5. Столицы
То, как средневековые европейцы определяли столицу, отличается от современного понимания. Столицы, прежде всего, выступали резиденциями высшей политической власти, и очень небольшое количество городов достигали этого высокого статуса в Средние века. Например, город Рим, который, безусловно, являлся постоянной резиденцией папской власти, нес чисто символическое звание «столицы мира», которое было введено в употребление императорской канцелярией в Средние века, потому что там короновали императоров. В сущности, можно сказать, что в весь христианский мир, по сути, не имел столицы, поскольку даже Рим ею не являлся
Факт №6. Городская литература
В эпоху Средневековья люди еще не любовались природной красотой, поэтому единственное из всего географического разнообразия они выбрали объектом восхищения города. В данный период появляется и начинает свое бурное развитие такой литературный жанр, как городские хроники, где и происходило разноплановое восхваление города. Например, средневековые европейцы восхищались многолюдностью и экономической активностью городов. Также в восторг приводила красота памятников и церквей, разнообразие ремесел, распространение культуры, и наконец, память о города, зачастую легендарном. Несмотря на присутствие мифов о героях-основателях городов еще в античности, в эпоху Средневековья происходит обновление этой традиции.
Факт №7. Демократия
Самым известным пороком средневекового города было неравенство. Купцы, которые были представителями старших цехов, учреждали различные советы, управляющие городом, тогда как мелкие ремесленники и бедняки играли малую роль в правлении. Но все же город эпохи Средневековья был первой моделью демократического общества. Сравнив европейский, византийский, мусульманский и китайский города, можно отметить, что «европейский городской опыт был в целом интенсивнее, разнообразнее, революционнее и демократичнее, чем какой бы то ни было» (Роберт Лопес — итало-американский историк-медиевист).