1. Қазақ зиялыларының Кеңес үкіметі саясатын қолдамауының себебі неде? 2. Ұжымдастыру қазақ халқының дәстүрлі құндылықтарына қалайша әсер
етті? 3. «1928-1932 жылдары қазақтарды күштеп ұжымшар, кеңшарларға ор-
наластыруына байланысты рулық сана мен салт-дәстүрлер әлсіреді» деген
пікірмен келісесің бе? 4. Ф.И. Голощекиннің «Кіші Қазан» саясатының мәні
неде деп ойлайсың? 5. Неліктен кеңестік билік ұжымдастыру саясатын іске
асыруда халық үшін залалды жолды таңдады?
Скифы Северного Причерноморья
В состав скифского племенного союза входили земледельческие и кочевые племена. Степная территория южной Украины и Крыма была занята скифами-кочевниками. В их среде выделялась наиболее мощная группа, которую Геродот называет «царскими скифами». По словам Геродота, они считали всех остальных скифов своими рабами. Таким образом, в скифском племенном союзе наблюдалось подчинение одних племен другими. Кочевые племена взимали дань с покоренных земледельцев. В нижнем Приднепровье жили скифы-земледельцы. По-видимому, это было также ираноязычное племя, этнически родственное скифам-кочевникам. Геродот упоминает еще о племени скифов-пахарей, которые сеют хлеб не для себя, а на продажу. Они жили выше по течению Днепра, занимая лесостепные районы Скифии. Возможно, что они отличались по этнической принадлежности и языку от основной массы собственно скифских племен, хотя входили в скифский племенной союз и восприняли многие черты скифской культуры.
Как свидетельства Геродота, так и археологические данные позволяют сделать вывод, что в VII—V вв. скифы переживали период разложения первобытнообщинного строя. Они не знали ни разделения на антагонистические классы ни государства, но у них, в особенности у кочевников-скотоводов, наблюдается уже далеко зашедшее имущественное неравенство, о котором с большой наглядностью свидетельствуют погребения. Подобно своим предшественникам-киммерийцам, скифы неоднократно совершали военные походы в страны древнего Востока. Скифы были участниками разгрома Ассирийской державы. Известны военные столкновения скифов с государством Урарту. Работы советских археологов показывают, что в начале VI в. скифы разрушили урартский административный центр Тейшебаини (холм Кармир-Блур в Армении).
Кембриджская история древнего Китая, написанная Майклом Лоуэ и Эдвардом Л. Шонесси, говорит о том, что самые ранние гадальные кости относятся к 1200 до н.э. и совпадают со временем правления короля Ву Динга. Это предположение основывается на самых ранних упоминаниях о происхождении письменности, которые относятся к 3 веку до н.э. Легенда, повествующая о том, что писец Желтого императора изобрел письменность после того, как заметил следы птиц. Ученные времени Династии Хан полагали, что самая ранняя китайская письменность была пиктографической, что означало, что для описания чего-либо использовались образы, картинки. Квинг полагал, что для первоначального письма использовались цифры. Сегодня письменность древнего Китая считается пиктографической или зодиографической. Так как письменность древнего Китая эволюционировала, к пиктографии был добавлен фонетический компонент, также как и к парной системе письменности Майя.