1. Церковь Вознесения в селе Коломенском была построена в архитектурном стиле 1) модерн
2) московское барокко
3) шатровый
4) классицизм
2. Краснокирпичные стены Московского Кремля были построены в годы правления
1) Дмитрия Донского
2) Ивана Калиты
3) Ивана III
4) Ивана IV
3. Укажите историческое событие, описанию которого посвящено знаменитое произведение «Задонщина».
1) битва на реке Калке
2) Куликовская битва
3) Грюнвальдская битва
4) битва на Чудском озере
4. Укажите архитектурный памятник, построенный в честь присоединения Казани к России.
1) церковь Вознесения в Коломенском
2) Успенский собор Московского Кремля
3) Покровский собор, что на рву, в Москве
4) церковь Преображения на Ильине улице в Новгороде
5. Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти возвёл
1) Архангельский собор Московского Кремля
2) Успенский собор Московского Кремля
3) Покровский собор, что на рву, в Москве
4) церковь Преображения на Ильине улице в Новгороде
6. Имена русских мастеров Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца связаны с
1) расцветом русской живописи
2) появлением шатрового стиля в русской архитектуре
3) началом книгопечатания в России
4) появлением публицистики как литературного жанра
7. Какое событие связано с именем митрополита Макария?
1) венчание Ивана Грозного на царство
2) создание знаменитых Четьи минеи
3) Куликовская битва
4) строительство собора Василия Блаженного
8. Многотомный летописный свод, в котором описываются события всемирной и российской истории от Сотворения мира до середины XVI в. это
1) Лицевой свод
2) «Апостол»
3) «Александрия»
4) «Четьи-Минеи»
9. Икона «Церковь воинствующая» была написана в память о
1) присоединении Новгорода
2) взятии Казани
3) присоединении Астрахани
4) неудачной борьбе с Девлет-Гиреем
10. Какое из названных ниже произведений было написано позже остальных?
1) «Сказание о Мамаевом побоище»
2) «Хожение за три моря»
3) «Домострой»
4) «Слово о законе и благодати»
11. Установите соответствие между правителями и памятниками архитектуры, построенными во времена их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Правители
A) Василий III
Б) Иван IV
B) Иван III
Памятники архитектуры
1) собор Василия Блаженного
2) церковь Вознесения в Коломенском
3) церковь Ивана Лествичника
4) Золотые ворота во Владимире
12. Рассмотрите изображения с видами Московского Кремля и расположите их в хронологическом порядке. Запишите ответ в виде правильной последовательности цифр.
Виды Московского Кремля
13. Прочтите текст и вставьте пропущенные слова.
«А) строилась из крупных круглых Б) сосны или ели. Четыре бревна соединялись в четырехугольник и связывались на концах. Такое сооружение называлось В) . Воздвигая их друг на друга, делали Г) дома. С двух противоположных сторон венцы сводились на нет, образуя основу для двускатной Д) . Потолка в избе не было, поэтому крышу делали особо прочной и не пропускающей холод. Сверху крышу накрывали плотным слоем Е) ».
Пропущенные слова:
1) сруб
2) изба
3) крыша
4) венец
5) бревно
6) солома
7) корень
8) погреб
Но постепенно «эстафета» лицедейства была перенята мирянами. Русские средневековые актёры скоморохи известны с XI столетия. Среди них были музыканты, певцы, танцоры, шутники, дрессировщики диких животных (в первую очередь медведь, Медвежья потеха). Это были нищие люди, не имеющие ни угла, ни пропитания, ни одежды, и заняться таким промыслом их заставляла нужда. Часто они объединялись и вместе ходили по Руси, прося подаяния, за которое и показывали свои таланты. Они стали строить на городских площадях легкие постройки для своего жилья и приема посетителей-зрителей — балаганы. Под балаганные представления выделялись точно установленные сроки — как правило, масленичные и пасхальные гуляния, торговые ярмарки и т. п. И хотя официально считается, что первый в России балаган был связан с именем Петра I, народные представления на Руси известны издавна.
Из театральных атрибутов скоморохи использовали кукол, маски, раёк, первые музыкальные инструменты — гусли, дудки, и т. д. Однако балаганы ещё долгое время продолжали существовать как места для ярмарочных представлений, да и сами эти шутейные представления на ярмарках, городских и рыночных площадях получили название балаганов. Сюжеты и шутки балаганных выступлений были грубыми, в основном с «физиологическим уклоном» — это были представления для народа, и темы выбирались понятные для самых низких слоёв общества. Поэтому само слово «балаган» со временем приобрело презрительный оттенок и стало значить шумное сборище многих людей с дурным вкусом. Однако не учитывать значение балаганных выступлений в развитии театрального искусства на Руси невозможно.
Это пренебрежительное отношение к балагану установилось в XIX веке, когда и народные гуляния, занимающие весьма заметное место в жизни городского населения России, тем не менее не становились предметом глубокого профессионального исследования. Позже, с начала XX в., появились серьёзные искусствоведческие и культурологические работы, рассматривающие балаган в контексте истории мировой культуры (Абрам Лейферт, Юрий Лотман, Михаил Бахтин и др.). Балаган серьёзно изучался и театральными практиками (Всеволод Мейерхольд, Александр Блок, Алексей Ремизов и др.). Принципиальное отношение к балагану, как и ко всему народному театру, было коренным образом пересмотрено[1].
1
род музыки-музыкальных произведений, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками; а также отдельные разновидности этого рода.
2
мрачное семилетие». границы периода отмечены двумя важными событиями: 1848 год — французская буржуазная революция, 1855 год — смерть николая i, правившего россией 30 долгих лет.боясь распространения вредного западного свободомыслия, после 1848 года николай i вводит жесткую цензуру, закрывает журналы. в таких условиях плодотворное развитие было невозможно. особенно пострадала поэзия: с 1848 по 1855 год журналы почти не печатали и не рецензировали стихов.в этот период продолжилась деятельность ф.м. достоевского (повести «белые ночи», «неточка незванова»). но в 1849 году писатель был арестован и пробыл на каторге с 1850 по 1854 год