1. Дайте оценку деятельности Петра I. Какие преобразования Петра экономическому, военному и культурному развитию России, какие сыграли негативную роль? 2. Какие изменения произошли в развитии и размещении производительных сил, отраслевой структуре, организации производства в России?
3. Какие факторы в развитии производительных сил страны свидетельствовали о начавшемся процессе разложения феодально-крепостнического строя и зарождения капиталистических отношений?
4. Расскажите об особенностях просвещенного абсолютизма в России.
5. С какими целями был составлен Екатериной II ее знаменитый «Наказ»? Какими источниками пользовалась она при его составлении?
6. Почему была свернута политика просвещенного абсолютизма в России?
Второй этап кризиса, ставший кульминационным, характеризуется уже непрерывными войнами, ведущимися одновременно с несколькими противниками.
С 235 года начался период «императорской чехарды», империю сотрясали военные столкновения между претендентами на этот пост, а для снабжения противостоящих армий вводились чрезвычайные налоговые сборы. Между 235 и 268 годами было провозглашено 29 императоров (включая узурпаторов) и лишь 1 из них, Гостилиан, умер ненасильственной смертью (от чумы). Заключительный этап кризиса характеризуется тем, что римляне смогли остановить основные потоки варварских вторжений.
Таким же образом напрасно приписывают Ликургу и запрещение всякого умственного занятия в то время, как в остальной Греции, сначала в немногих местах, а потом и во всей эллинской нации проявлялись уже признаки научного образования.
При необыкновенной привязанности спартанцев к своим законам и обычаям умственное развитие их задерживалось всею системою древних учреждений, при к их государственному устройству. И когда в других греческих государствах появлялись ораторы, софисты, философы, историки и драматические поэты, умственная сторона воспитания у спартанцев ограничивалась лишь обучением грамоте и письму, священным и воинственным песням, которые они пели на празднествах и начиная битву. Мальчиков приучали с ранних лет к кратким, ясным ответам. Такая речь называлась лаконической. Речь эта отличалась меткостью и остроумием, а в выражении чувства духовной свободы и независимости возвышалась над речью тех, которые, хоть и имели прославленное образование, но утратили силу, ясность речи и душевную чистоту. С такими понятиями, вытекавшими из жизненного опыта, неразрывно было связано свойственное преимущественно спартанцам и прославившее их почитание старших, так как мудрость приобретается главным образом долгою жизнью.