Историческое значение реформы. Крестьяне получили личную свободу, гражданские и имущественные права. Реформа расчистила путь для развития капитализма в России. Однако она сохранила множество феодальных пережитков, которые тормозили капиталистическое развитие деревни.
В результате реформы размер крестьянских наделов значительно уменьшился, кроме того, крестьянин не мог продать свой участок без согласия общины. С другой стороны, негативные последствия реформы ощутили на себе и многие помещики: многие из них разорились, так как не могли при к новым условиям ведения сельского хозяйства. Другим следствием крестьянской реформы стал значительный приток крестьян в города, так как многие крестьяне, получив свои наделы, также не смогли работать в новых условиях и уходили на заработки в города. Это дало толчок развитию промышленного производства, так как разорившиеся крестьяне уходили работать, прежде всего, на промышленные предприятия. В последующие после проведения реформы годы резко выросло производство на металлургических, горнодобывающих, машиностроительных заводах.
Здесь надо учитывать, что эта традиционная точка зрения вызывает серьезные споры в современной историографии.Ведь, действительно, государство приложило максимум усилий, чтобы не допустить пролетаризации крестьянства. Ради этого крестьяне и освобождались с землей, поэтому община наделялась полицейскими функциями. . В целях недопущения роста численности пролетариата правительство ставило преграды притоку рабочей силы на фабрики и заводы.
Следующим шагом после решения крестьянского вопроса, стала реформа местного самоуправления. В соответствии с указом, изданным в начале 1864 г. на губернском и уездном уровне вводились органы местного самоуправления - земства.Состав земства определялся по имущественному цензу от трех категорий граждан - помещиков, горожан и крестьян. Срок их полномочий устанавливался в 3 года. Исполнительными органами земств стали земские управы.
В 1864 г. была проведена и Судебная реформа. По новым правилам судебного делопроизводства в России появились единые судебные органы, функционирующие на бессословной основе. Судебный процесс должен был строиться на состязательной основе, и сам суд объявлялся независимым от исполнительных органов власти. Кроме того, вводился суд присяжных. Высшим судебным органом стал Сенат, который имел право отменять решения судов.
В 1870 г. проведена городская реформа. По Городовому положению создавался бессословный орган местного управления в городах - дума, исполнительным органом которой объявлялась городская управа, которую возглавлял городской голова. Выборы в думу проводились по имущественному цензу от тех же 3 категорий граждан . В ведении дум находились вопросы медицины, образования, местной налоговой системы, торговых отношений и т. д.
В 1862 г. правительством была проведена финансовая реформа. Ее проведение было в большой степени связано с осуществлением выкупных платежей за крестьянские земельные наделы. Для погашения платежей были привлечены иностранные инвестиции, повышены некоторые налоги. Кроме того, с 1862 г. ужесточился контроль за расходованием бюджетных средств . Была также предпринята попытка провести денежную реформу, которая заключалась в том, что государственные кредитные бумаги можно было обменивать на серебро и золото. Для оживления экономической ситуации был создан Государственный банк, а также было разрешено создавать частные банки, которые должны были также поддерживать рост экономики.
1864 г. стал также годом начала реформы образования. Еще в конце 1850-х гг. были созданы женские гимназии, а впоследствии стали появляться и высшие женские курсы на базе университетских программ. В 1864 г. был восстановлен автономный статус университетов, который давал высшим учебным заведениям относительную свободу в решение образовательных вопросов и политики назначения преподавательского состава. Было проведено разделение гимназий на классические и реальные со сроком обучения в 7 лет.
Инициатором еще одной реформы – военной (1862 г.) стал военный министр Милютин. Вся страна была поделена на военные округа, что должно было сделать управление более эффективным. Численность армии была сокращена. Кроме того, была разработана программа внедрения нового вооружения. Для повышения квалификации военных были созданы специальные военные образовательные учреждения . С 1874 г. был отменен рекрутский набор в армию. На смену этого устаревшего принципа набора военнослужащих была введена всеобщая воинская повинность, куда входили мужчины 21 года.
Проведенные Александром II преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития России. Логическим продолжением реформ 60 – 70-х гг. ХIХ в. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в конце 1870-х гг.
diavinad8 и 4 других пользователей посчитали ответ полезным!
Відповідь:
Повстання 1637-1638 рр.
Невдовзі після страти І.Сулими уряд Речі Посполитої відбудував Кодак,
а потім почав “очищати” реєстр Війська Запорізького від бунтівників. Це і
стало приводом до нового повстання, керівником якого був спочатку полковник
реєстровів Павло Михнович Павлюк (Бут) . Це повстання охопило Лівобережну та
Правобережну Україну. Селяни швидко вливались у ряди повстанців, громили
своїх панів. На початку червня 1637 року Павло Бут разом з повсталими
нереєстровцями захопив у Корсуні артилерію і перевіз її на Січ. 3 липня
1637 року на раді в Каневі Павлюк виступив з програмою боротьби проти
польської шляти за фактичне відокремлення від Речі Посполитої козацьких
земель, починаючи від Києва до пониззя Дніпра. Після ради Павлюк послав на
Лівобережну Україну 3 тис. загін під командуванням Павла Скидана та Семена
Биховця, який зайняв Переяслав і заарештував старшин-зрадників. Незабаром
загони повстанців оволоділи Черкасами, Корсунем, Білою Церквою, взяли під
контроль велику територію на Подніпров‘ї та Лівобережній Україні, і скрізь
до них приєднувалися селяни та міська біднота. Сам коронний гетьман Микола
Потоцький, мусив визнати, що на Україні “все до останнього покозачилося… тут
як хлоп, то й козак”.
Першу битву біля Сахнового мосту через Рось повстанці виграли, але 16
грудня 1637 року вони були обложені карателями М. Потоцького під Кумейками
(між Черкасами та Каневом) . Зав‘язалася жорстока битва. Повстанці успішно
відбили 3 штурми, виявивши неабияку мужність. Лише під час четвертого
штурму карателям пощастило, бо їм вдалося підпалити козацькі вози з
порохом. Розлігся страшний вибух, який вніс сум‘яття в ряди повстанців.
Частина з них втекла, а частина, якою командував Дмитро Гуня, знов укріпила
табір і під прикриттям ночі розпочала організований відступ. Потоцький не
насмілився їх наздоганяти, а через 2 дні рушив проти загонів Павлюка і
зумів їх оточити під Боровицею в 100 км від Кумейок. Під час облоги
карателі розпочали переговори про мир. 24 грудня 1637 року повстанці
вирішили припинити опір, але їхні вожді всупереч обіцянкам були
заарештовані і відправлені у Варшаву. Там, у лютому 1638 року Павлюк був
страчений. Скидан і Гуня пробилися на чолі невеликого загону на Запорожжя.
Тим часом карателі заливали кров‘ю всю Україну. За Ординацією 1638 року
значно урізалися права реєтрового козацтва. Вцілому Ординація 1638 року
була спрямована проти інтересів народних мас і породила нову хвилю протесту
на Україні. У відповідь на жорстокі репресії козаки обрали на Січі нового
гетьмана Яцика Острянина, який закликав український народ до продовження
боротьби і почав очищати Подніпров‘я і Лівобережя від карателів. Крім нього
активно діяли такі повстанські керівники, як Д. Гуня, К. Скидан. Однак після
перших успіхів повстанці зазнали поразок ра Лубенщині і під Жовнином (10-14
червня 1638 року) та Старицею (початок серпня 1638 року) . Повстання було
остаточно продушене. Чимало борців за волю полягло зі зброєю в руках, як
Гуня, чимало разом із сім‘ями знайшли притулок на території Слобожанщини,
як Острянин, чимало укрилося на Запоріжжі. 4 грудня 1638 року на Масловому
Ставу під Россю відбулася рада, на якій козаки мусили визнати тяжкі умови
капітуляції. Вогнем і мечем магнатсько-шляхетська Річ Посполита встановила
на Україні “ЗОЛОТИЙ СПОКІЙ”, який однак не міг бути довготривалим і
справді спокійним. Як зазначив сучасний польський дослідник В. Серчик, “ із
плином часу “золотий спокій” все більше нагадував життя біля діжки з
порохом. Вистачило б тільки іскри… ”. І така іскра була викресана через 10
років…
Пояснення:
Историческое значение реформы. Крестьяне получили личную свободу, гражданские и имущественные права. Реформа расчистила путь для развития капитализма в России. Однако она сохранила множество феодальных пережитков, которые тормозили капиталистическое развитие деревни.
В результате реформы размер крестьянских наделов значительно уменьшился, кроме того, крестьянин не мог продать свой участок без согласия общины. С другой стороны, негативные последствия реформы ощутили на себе и многие помещики: многие из них разорились, так как не могли при к новым условиям ведения сельского хозяйства. Другим следствием крестьянской реформы стал значительный приток крестьян в города, так как многие крестьяне, получив свои наделы, также не смогли работать в новых условиях и уходили на заработки в города. Это дало толчок развитию промышленного производства, так как разорившиеся крестьяне уходили работать, прежде всего, на промышленные предприятия. В последующие после проведения реформы годы резко выросло производство на металлургических, горнодобывающих, машиностроительных заводах.
Здесь надо учитывать, что эта традиционная точка зрения вызывает серьезные споры в современной историографии.Ведь, действительно, государство приложило максимум усилий, чтобы не допустить пролетаризации крестьянства. Ради этого крестьяне и освобождались с землей, поэтому община наделялась полицейскими функциями. . В целях недопущения роста численности пролетариата правительство ставило преграды притоку рабочей силы на фабрики и заводы.
Следующим шагом после решения крестьянского вопроса, стала реформа местного самоуправления. В соответствии с указом, изданным в начале 1864 г. на губернском и уездном уровне вводились органы местного самоуправления - земства.Состав земства определялся по имущественному цензу от трех категорий граждан - помещиков, горожан и крестьян. Срок их полномочий устанавливался в 3 года. Исполнительными органами земств стали земские управы.
В 1864 г. была проведена и Судебная реформа. По новым правилам судебного делопроизводства в России появились единые судебные органы, функционирующие на бессословной основе. Судебный процесс должен был строиться на состязательной основе, и сам суд объявлялся независимым от исполнительных органов власти. Кроме того, вводился суд присяжных. Высшим судебным органом стал Сенат, который имел право отменять решения судов.
В 1870 г. проведена городская реформа. По Городовому положению создавался бессословный орган местного управления в городах - дума, исполнительным органом которой объявлялась городская управа, которую возглавлял городской голова. Выборы в думу проводились по имущественному цензу от тех же 3 категорий граждан . В ведении дум находились вопросы медицины, образования, местной налоговой системы, торговых отношений и т. д.
В 1862 г. правительством была проведена финансовая реформа. Ее проведение было в большой степени связано с осуществлением выкупных платежей за крестьянские земельные наделы. Для погашения платежей были привлечены иностранные инвестиции, повышены некоторые налоги. Кроме того, с 1862 г. ужесточился контроль за расходованием бюджетных средств . Была также предпринята попытка провести денежную реформу, которая заключалась в том, что государственные кредитные бумаги можно было обменивать на серебро и золото. Для оживления экономической ситуации был создан Государственный банк, а также было разрешено создавать частные банки, которые должны были также поддерживать рост экономики.
1864 г. стал также годом начала реформы образования. Еще в конце 1850-х гг. были созданы женские гимназии, а впоследствии стали появляться и высшие женские курсы на базе университетских программ. В 1864 г. был восстановлен автономный статус университетов, который давал высшим учебным заведениям относительную свободу в решение образовательных вопросов и политики назначения преподавательского состава. Было проведено разделение гимназий на классические и реальные со сроком обучения в 7 лет.
Инициатором еще одной реформы – военной (1862 г.) стал военный министр Милютин. Вся страна была поделена на военные округа, что должно было сделать управление более эффективным. Численность армии была сокращена. Кроме того, была разработана программа внедрения нового вооружения. Для повышения квалификации военных были созданы специальные военные образовательные учреждения . С 1874 г. был отменен рекрутский набор в армию. На смену этого устаревшего принципа набора военнослужащих была введена всеобщая воинская повинность, куда входили мужчины 21 года.
Проведенные Александром II преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития России. Логическим продолжением реформ 60 – 70-х гг. ХIХ в. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в конце 1870-х гг.
diavinad8 и 4 других пользователей посчитали ответ полезным!
Объяснение: