Основная причина, легшая в основу дворцовых переворотов, состояла в противоречиях между различными дворянскими группировками по отношению к петровскому наследию. При этом и так называемое "новое дворянство", выдвинувшееся в годы Петра благодаря своему служебному рвению, и аристократическая партия пытались смягчить курс реформ, надеялись в той или иной форме дать передышку обществу, а в первую очередь, - себе. Но каждая из этих групп отстаивала свои узкосословные интересы и привилегии, что и создавало питательную почву для внутриполитической борьбы. Активную роль в политической жизни страны в это время стала играть гвардия, которую Петр воспитал как привилегированную "опору" самодержавия, взявшую на себя, к тому же, право контроля за соответствием личности и политики монарха тому наследию, которое оставил ее "возлюбленный император".
Украинская культура 18 в. развивалась в сложных условиях ограничения, а вскоре и ликвидации украинской автономии. Вследствие осуществления царским правительством в Украине русификаторской политики украинская культура теряла свою самобытность. Этот процесс вступил в силу после подчинения Украинской православной церкви Московскому патриархату (1686 г.). Украинская православная церковь постепенно Становилась одним из средств распространения российской культуры. Лучшие интеллектуальные силы украинского народа в конце 17 — 18 в. привлекались к работе в России. Немало деятелей украинской культуры возглавили российские церковные и образовательные учреждения. Среди них — Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Дмитрий Туптало и др. И всё же 18 в. был периодом незаурядного подъёма украинской культуры. Об этом свидетельствовало прежде всего высшее образование, основным центром которого была Киево-Могилянская академия. Однако после 1709 г. для неё настали тяжёлые времена. В академии запретили учиться иностранцам, количество учащихся уменьшилось более чем в 10 раз. Во времена Даниила Апостола и Кирилла Разумовского наблюдалось частичное восстановление былой славы, но достичь уровня, на который поднялась академия в начале 18 в., уже не удалось. Если на Западе в образовании усилился научный рационализм, то в академии господствующими оставались схоластика и богословие. Именно поэтому гетман Разумовский мечтал об учреждении в Батурине университета, который соответствовал бы тогдашнему уровню европейского образования. В 18 в. в Украине внедрялась система начального образования, состоявшая из цифирных, полковых и гарнизонных школ. Определённая роль в распространении образования принадлежала странствующим дьякам, которые работали домашними учителями в состоятельных семьях. Детей господствующей верхушки, как правило, обучали воспитанники Киево-Могилянской академии. По образцу академии были открыты коллегии в Чернигове, Переяславе, Харькове.
Новые идеи в европейской науке не оставались вне внимания украинских учёных. Так, Ф. Прокопович в своей речи “О заслугах и пользе физики”, которую он произнёс перед студентами и профессорами- Киево-Могилянской академии, призывал к научному познанию мира.
В Украине конца 17 — 18 в. углублялось внимание к истории. Именно тогда появился ряд казацких летописей. Речь идёт о летописях Са-мойла Величко, Григория Грабянки, Самовидца. Основная их тема — события Национально-освободительной войны украинского народа. Авторы летописей впервые старались перейти от хронологического перечня событий к их осмыслению, используя при этом разнообразные документы.
Развитию науки и образования книгоиздательские центры в Киеве, Чернигове, Новгороде-Северском. Здесь издавались книги и учебники С. Полоцкого, М. Смотрицкого и др.
В конце 17 — начале 18 в. претерпело изменения и украинское искусство. В монументально-декоративном искусстве, в росписях церквей, храмов ощущались народные мотивы, ярко проступали бытовые детали. Получил распространение стиль украинского барокко. Известнейшими живописцами этого стиля были Иван Руткович и Иов Кондзелевич, архитекторами — И. Григорович-Барский и С. Ковнир.
В Украине зародился театр, центром которого стала Киево-Могилянская академия. Спектакли обычно ставили студенты. Авторами же пьес были профессора академии — Ф. Прокопович, М. Довгалевскмй, Г. Конисский. Большое -внимание в академии уделялось также музыкальному образованию. Действовала музыкально-хоровая школа. Значительным музыкальным центром в Украине была гетманская столица Глухов.
Итак, украинская культура в 18 в. всё больше отходила от средневековых канонов, обогащалась идеями гуманизма и просвещения. Вместе с тем её развитие замедлялось из-за национального гнёта, вновь усилившегося на украинских землях.
Активную роль в политической жизни страны в это время стала играть гвардия, которую Петр воспитал как привилегированную "опору" самодержавия, взявшую на себя, к тому же, право контроля за соответствием личности и политики монарха тому наследию, которое оставил ее "возлюбленный император".
Объяснение:
Украинская культура 18 в. развивалась в сложных условиях ограничения, а вскоре и ликвидации украинской автономии. Вследствие осуществления царским правительством в Украине русификаторской политики украинская культура теряла свою самобытность. Этот процесс вступил в силу после подчинения Украинской православной церкви Московскому патриархату (1686 г.). Украинская православная церковь постепенно Становилась одним из средств распространения российской культуры. Лучшие интеллектуальные силы украинского народа в конце 17 — 18 в. привлекались к работе в России. Немало деятелей украинской культуры возглавили российские церковные и образовательные учреждения. Среди них — Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Дмитрий Туптало и др. И всё же 18 в. был периодом незаурядного подъёма украинской культуры. Об этом свидетельствовало прежде всего высшее образование, основным центром которого была Киево-Могилянская академия. Однако после 1709 г. для неё настали тяжёлые времена. В академии запретили учиться иностранцам, количество учащихся уменьшилось более чем в 10 раз. Во времена Даниила Апостола и Кирилла Разумовского наблюдалось частичное восстановление былой славы, но достичь уровня, на который поднялась академия в начале 18 в., уже не удалось. Если на Западе в образовании усилился научный рационализм, то в академии господствующими оставались схоластика и богословие. Именно поэтому гетман Разумовский мечтал об учреждении в Батурине университета, который соответствовал бы тогдашнему уровню европейского образования. В 18 в. в Украине внедрялась система начального образования, состоявшая из цифирных, полковых и гарнизонных школ. Определённая роль в распространении образования принадлежала странствующим дьякам, которые работали домашними учителями в состоятельных семьях. Детей господствующей верхушки, как правило, обучали воспитанники Киево-Могилянской академии. По образцу академии были открыты коллегии в Чернигове, Переяславе, Харькове.
Новые идеи в европейской науке не оставались вне внимания украинских учёных. Так, Ф. Прокопович в своей речи “О заслугах и пользе физики”, которую он произнёс перед студентами и профессорами- Киево-Могилянской академии, призывал к научному познанию мира.
В Украине конца 17 — 18 в. углублялось внимание к истории. Именно тогда появился ряд казацких летописей. Речь идёт о летописях Са-мойла Величко, Григория Грабянки, Самовидца. Основная их тема — события Национально-освободительной войны украинского народа. Авторы летописей впервые старались перейти от хронологического перечня событий к их осмыслению, используя при этом разнообразные документы.
Развитию науки и образования книгоиздательские центры в Киеве, Чернигове, Новгороде-Северском. Здесь издавались книги и учебники С. Полоцкого, М. Смотрицкого и др.
В конце 17 — начале 18 в. претерпело изменения и украинское искусство. В монументально-декоративном искусстве, в росписях церквей, храмов ощущались народные мотивы, ярко проступали бытовые детали. Получил распространение стиль украинского барокко. Известнейшими живописцами этого стиля были Иван Руткович и Иов Кондзелевич, архитекторами — И. Григорович-Барский и С. Ковнир.
В Украине зародился театр, центром которого стала Киево-Могилянская академия. Спектакли обычно ставили студенты. Авторами же пьес были профессора академии — Ф. Прокопович, М. Довгалевскмй, Г. Конисский. Большое -внимание в академии уделялось также музыкальному образованию. Действовала музыкально-хоровая школа. Значительным музыкальным центром в Украине была гетманская столица Глухов.
Итак, украинская культура в 18 в. всё больше отходила от средневековых канонов, обогащалась идеями гуманизма и просвещения. Вместе с тем её развитие замедлялось из-за национального гнёта, вновь усилившегося на украинских землях.