1 Фрагмент исторического источника
Из «Жития протопопа Аввакума» И прочих наших на Москве жарили да
пекли... Иных поборников церковных многое множество погублено, их же
число Бог изочтет. Чудо, как то в познание не хотят прийти: огнем, да
кнутом, да виселицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили
так? — не знаю.
Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить. Огнем, да кнутом, да
виселицею хотят в веру приводить... Волею зовет Христос, а не приказал
апостолам непокоряющихся огнем жечь и на виселицах вешать...
Ну-тка, правоверные, станьте среди Москвы, перекреститесь знамением нашего Христа! Бог благословит: мучься за сложение перст, не
рассуждай много! А я с тобой за это умереть готов.
Во по тексту
— К какому виду источников относится этот документ?
— Какие идеи автор документа хотел довести до потомков?
— Какой вывод, исходя из документа, можно сделать об отношении в
российском обществе к церковной реформе 1654 г.?
после убийства юлия цезаря и четырнадцати лет гражданской кровопролитной войны к власти пришел внучатый племянник юлия цезаря октавиан август. его правление представляло собой монархию, скрытую под маской республики. как образно выразился римский писатель и философ сенека, «октавиан облекся в одежды республики».
сегодня уже не вызывает сомнения тот факт, что правление августа было неким «золотым веком» всей культуры древнего рима, и особенно . как заметил гораций, «в риме все стали писать стихи». будучи человеком мудрым и дальновидным, август стремился поддерживать свое государство не только силой оружия. он окружил себя людьми, понимавшими силу искусства. в кружке мецената собирались поэты, прославлявшие стихами правление августа, -гораций, тибулл, вергилий.
публия вергилия марона (70-19 до н.э.) и октавиана августа связывала дружба со школьной скамьи, личное покровительство октавиана обеспечило вергилию положение в высшем обществе рима.
на протяжении всего срока правления октавиан не раз прибегал к поэтическому дару вергилия с целью оправдания и прославления своих деяний. например, стремясь навести порядок в голодной и разоренной усобицами стране, октавиан опирался на военных, предоставляя им землю, отнятую у прежних владельцев. вергилий, отражая картину происходивших событий, написал первое крупное произведение «буколики» (пастушеские песни). уставшие от бесконечных кровопролитных усобиц римляне восприняли октавиана как символ мира, он казался современникам чудесным явлением, неким посланцем богов.
о мелибей, наш бог спокойствие это доставил. ибо он бог для меня, и -
восклицал вергилий устами героя.
вторым крупнейшим произведением вергилия стали «георгики» - земледельческая поэма в четырех книгах, воспевающая хлебопашество, садоводство, скотоводство и пчеловодство. вергилий в ней подробно и профессионально излагал сельскохозяйственные приемы (проверку качества почвы, прививку деревьев, лечение захворавших овец, способы поимки отроившихся пчел), перемежая их отступлениями философского и мифологического содержания. август понимал важность эстетического начала и силу воздействия поэзии на людей, поэтому, стараясь привлечь внимание граждан к сельскому хозяйству, он поручил прославление образа земледельца поэту. труд земледельца, признававшийся единственным достойным римского гражданина и воспетый звучными стихами вергилия, не мог не вызвать уважения даже у тех, кто не отличал пшеницу от ячменя. так как поэма построена в форме советов, в сознание читателя проникали сведения, давно позабытые в римских образованных кругах. разумеется, ни август, ни меценат, ни другие читатели «георгик» не смотрели на труд вергилия как на простое «руководство» - это была настоящая поэтическая книга. опыт с «георгиками» был настолько удачен, ибо поэма оживить любовь к земле и сельскому труду, что на очередном этапе своей политической деятельности август, не задумываясь, прибегнул вновь к поэтической поддержке
вибери из