1. идыкраанха – правители этой династии распространяли ислам в Южном Казахстане. 2. кстуа гброа Hха – объявил ислам государственной религией в 955 году.
3. Дяоемый – арабская династия, принёсшая ислам в Среднюю Азию.
4. раза - назван в честь Карахана Аулие-атой.
5. Внерeыне — люди, не принявшие ислам, не муольмане.
6. Пиолитка ринужедяин — политика, применявшаяся против неверных тюркских племён,
7. левиики ёлкшвойы пьту - по ней распространились религии, как ислам и буддизм.
8. ccимнореиы - они проповедуют религию и веру .
9. лабсгауан идсанрамак нотолицы Караханидского государства.
10, Лтсуна ксанра - последний каган Караханидов,
Дарий III был потомком Кира Великого, но происходил из боковой ветви. До вступления на престол он носил имя Кодоман. Царем он стал благодаря тому, что не осталось прямых наследников, поскольку всех их отравил царский евнух, египтянин Багой, мстивший персам за то, что они покорили Египет и убили священного быка. Багой думал, что Кодоман будет марионеточным царем, при котором правил бы он сам. Но Дарий смог избавиться от попечителя и стал настоящим правителем
Через три века после гибели Урарту господство над основной частью его территории переходит к племенным союзам арме и хайя и страна получает название Великой Армении. Вопрос об общественном строе Древней Армении принадлежит к числу дискуссионных. Поскольку там достаточно широко применялся труд рабов, большинство историков считает древнеармянское государство рабовладельческим. Вместе с тем историки обращают внимание на то, что основными производителями материальных благ были свободные общинники, а многие из так называемых "рабов" были в действительности лишь зависимыми людьми, сохранявшими часть личной свободы. На этом основании возникло предположение о том, что в Армении, как и во многих других восточных странах того периода, существовал некий недифференцированный или нерасчлененный производства, содержащий в себе зародыш как рабовладельческой, так и феодальной формации.
В III в. до н. э. возникает древнегрузинское Иберийское царство, центром которого были районы по среднему течению реки Куры. В I в. до н. э. на территории современного Северного Азербайджана и Дагестана образуется еще одно государство, известное под названием Албании (по племени албанов) . В IV в. н. э. в закавказских государствах распространяется христианство и в каждом из них возникает оригинальная письменность. С IV по VII вв. история Армении, Грузии, Албании была наполнена непрерывной борьбой за независимость против власти иранских Сасанидов и византийских императоров, неоднократно деливших между собой их территории.
Политическая история Средней Азии в I тыс. до н. э. - середине I тыс. н. э. во многом напоминает политическую историю Закавказья того же периода. Народы этого региона оказывались под властью или влиянием тех же Ахемеридов, Селевкидов и Сасанидов. Здесь издавна жили кочевые племена ираноязычных саков и массагетов. В середине I тыс. до н. э. в Средней Азии появились союзы племен, непосредственно предшествовавшие образованию государства. Созданный индоевропейскими народами древний эпос "Авесты" упоминает, в частности, Хорезм - "страну солнца", располагавшуюся по нижнему течению Амударьи, Согдиану - "богатую людьми и стадами" (долина За - равшана) , Бактрию - "страну с высокоподнятыми знаменами" (верховья Амударьи) . Как и в других странах Древнего Востока, здесь были сильны элементы родоплеменного строя. Но уже возникло социальное расслоение, о чем можно судить по упоминаниям в эпосе касты жрецов, касты воинов, "ездящих на боевых колесницах", касты землевладельцев, а также касты ремесленников