1. Из курса новейшей истории вспомните материал о причинах войн Франции с европейскими державами в конце 18 начале 19 века. Мог ли Наполеон 1 осуществить свои планы? 2. Некие современники считали заключение Александром первым физического Мира интересов РФ и памяти российских борцов погибших в сражении с Францией. Согласны ли вы с этим? 3. Составьте хронологическую таблицу об роль РФ в антинаполеоновских Войнах в 1805 1807 годах.
Образование
В начале XI в. после падения Кимакского каганата на территории Казахстана образовалось новое сильное государство тюркоязычных племен — Кыпчакское ханство.
В начале XI в. кыпчаки вытеснили из низовьев Сырдарьи и междуречья Урала и Волги племена огузов и вплотную подошли к границам Хорезма.
В начале второй четверти XI в. появилось название «Дешт-и-Кыпчак» (Степь кыпчаков) вместо бытовавшего до того в письменных источниках «Мафазат аль-гуз» (Степь огузов).
В середине XI в. кыпчаки стали продвигаться на запад от р. Волги, вступая в контакты с народами Руси, Византии, Венгрии и дошли до р. Днестр.
Территория — от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе; от озера Балхаш на юге до лесо-степной полосы юго-западной Сибири на севере.
Территорию кыпчаков можно условно разделить на:
Восточный Дешт-и-Кыпчак — от Иртыша до Волги
Западный Дешт-и-Кыпчак — от Волги до Днестра
Столица — Сыгнак.
Этническая история
Этноним «кыпчак» впервые упоминается в 760 г. в древнетюркском руническом памятнике. Хотя термин «кюеше» или «кзюеше», относящее к 201 г.до н.э., воспринимается многими исследователями как первое упоминание кыпчаков в письменных источниках.
Формирование этнической общности кыпчаков на территории Казахстана было сложным, длительным процессом и делится на 3 этапа:
VII-VIII вв — кыпчаки населяли земли от северного Алтая и Иртыша, составили этническую основу кимакского племенного союза.
VIII-IX вв — кыпчаки сложились как этнос в Центральном и Восточном Казахстане. В VIII в. расселились от Алтая и Иртыша на востоке до Южно-Уральских гор и Волги на западе.
XI-XIII вв. — установление господства кыпчакских ханов, в основном Восточном Дешт-и-Кыпчаке.
В русских летописях кыпчаков называли -половцами, венгерские источники — палоцами, сорочинами, а в европейских источниках -комонами или куманами.
Общественное устройство
Хан — титул правителя, избирали из династийного рода — ель-борили. Ставка хана — Орда
Кыпчакское ханство по древнетюркским традициям делилось на два крыла:
Правое крыло — занимали земли Тургайской степи, бассейны рек Урал, Волги, полуостров Мангыстау. Ставка -г.Сарайшык на р. Урал, возглавлялось ханами из рода ель-борили;
Левое крыло — земли Центрального и Восточного Казахстана от Сырдарьи до Иртыша и Ишима. Ставка г. Сыгнак, во главе которого стояли ханы из племени уран.
Строго соблюдалось иерархическая система господствующей аристократической верхушки -ханы, тарханы, баскаки, беки, баи. Роды и племена также разделялись по социальной значимости. Рабы — самые бесправные группы, за счет военнопленных и их использовали в хозяйстве в качестве слуг. Кыпчакское общество было социально и сословно неравным. Частная собственность — скот. Мерила богатства — число лошадей. Например, богатые кыпчаки владели более 10 тыс. табунами. Посягание на собственность строго каралось, например, вернув украденного коня, преступник должен был дать хозяину еще 9 таких же коней. В XI-XIII вв. кыпчаки были самыми многочисленными племенами из тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Европы. Антропологический тип кыпчаков относится — к переходной от европеоидной к монголоидной, к южно-сибирской группе, монголоидной расы. Кыпчакский язык составляет основу современного казахского языка.
В конце XI — начале XII вв. Жент, Янгикент и другие города нижней Сырдарьи находилась в руках кыпчакских ханов. В первой половине XII в. здесь развернулась упорная борьба между кыпчакскими ханами и мусульманскими династиями. Под предлогом распространения ислама Хорезм шах Атсыз (1127-1156 гг.) в 1133 г. завоевал Жент, затем присоединил к своим владениям Мангышлак и двинулся вглубь Дешт-и-Кыпчака. С этого времени началось раздробленность Кыпчакского ханства.
Причины ослабления:
ориентация на сближение с Хорезмом среди знати кыпчакских племен;
сложение крупного объединения канглы;
усиление междоусобной борьбы.
Во второй половине XII в. Хорезм шах Текеш (1172-1200) вел политику на сближение с кыпчакскими ханами. Женился на дочери кыпчакского хана Жанкеша Теренхатун. Правители Хорезма имели цель — исламизация кыпчакской знати. Однако многие кыпчаки оставались вне ислама, особенно территория между городами Жент и Фарабом до конца XII в. исповедовали языческую религию.
В начале XIII в. Хорезм шаху Мухаммеду (1200-1220) удалось захватить у кыпчаков область Сыгнака. В 1216 г. во время похода Мухаммеда против кыпчакского хана Кадыра он дошел до р. Иргиз, где в Тургайских степях случайно столкнулся с войском Джучи-хана, преследовавшего меркитов, бежавших в страну кыпчаков. После битвы с Мухаммедом монголы под прикрытием ночи отступили. Это было первое появление монголов на территории Казахстана.
Долгое пребывание Штефана III Великого на престоле Молдовы благотворно повлияло на все области политической, социальной, экономической, административной и духовной жизни Молдовы. Все достижения Молдавского государства под управлением Штефана III Великого являются результатом совпадения самых смелых планов великого воеводы с устремлениями своих подданных. При поддержке крестьян, мелкого боярства, горожан, торговцев и служилых, а также нейтрализации любой попытки непослушания со стороны крупного боярства, Штефан сумел утвердить Молдавское государство в ряду авторитетных европейских стран.
Последовательно утверждая систему унитарного государства с жесткой иерархией Штефан III Великий создал необходимые условия для развития Молдовы во всех областях. Период его правления остался наиболее блестящим и исключительно плодотворным в развитии Молдовы. Громкие победы молдаван под командованием Штефана Воеводы над оттоманами, валахами (мунтянами), поляками, татарами, венграми увенчали заслуженной славой молдавских воинов, распространяя по всей Европе весть о мужественном народе и государстве с малоизвестным до Штефана именем Молдова.
После смерти Штефана III Великого (2.07.1504 г.) молдаване в память о нем создали песню неизбывной боли, невосполнимой потери:
Объяснение: