1. Как и почему изменилась политика Российской империи в области образования после подавления восстания 1863—1864 гг.?
2. Сравните образование второй половины 19 века и современную школу. Что было лучше в 19 веке? Что стало лучше в наше время?
(ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ)
- спирт
- астролябия (прибор для определения небесных светил на небе)
- ладан
- парус
- цветное стекло
- слово алгебра стало из известно Европе благодаря арабскому слову ал-джебр
- слово химия от арабского ал-кимийя
- названия многих географических объектов произошли от арабских слов, т.к. арабские купцы много путешествовали и торговали по миру, намного раньше чем европейцы имея представление о других континентах,странах, морях,океанах
- арабы научили европейцев пользоваться китайским компасом и порохом
- многие "морские" слова в наше время имеют так же арабское происхождение,например :адмирал, галера, баржа и т.д.
- мыло (7 век) стало известно арабам намного раньше,чем европейцам
- шампунь, европейцы научились изготавливать его лишь в 1903 году(
- духи и различные ароматические масла/благовония
- в 8 веке багдадские ученые получили керосин - в 9 веке арабы чистили зубы веточками дерева арак, активный компонент которого входит в состав современных зубных паст.
- дистиллированная вода
- "царская водка" смесь кислот,которые растворяют даже благородные металлы
- именно арабы создатели итальянских "макаронных изделий". Макароны - это от арабского (диалект северной африки) "макрун" - склеивать (соединять) края
- щербет
- сироп
- это они вывели сорта современных артишоков
- известный итальянский молодой сыр - рикотта, был также создан в арабском мире
- ветряная мельница, вентилятор, переключатель, водяная и паровая турбина
- в медицине арабы изобрели порядка 200 инструментов, которые применяются до сих пор, а именно: скальпель, пинцет, хирургическую иглу, шприц с тонкой стеклянной иглой, пила для кости, гипсовая повязка и т.д.
- арабы первыми стали применять анестезию, кладя на лицо человека повязку, пропитанную опиантами
- при проведении операция антисептики были обязательны.
- арабы применяли трахеотомию
- открытия нитроглицерина, азотной и серной кислот, калия, аммиачной соли
- 953 году по требованию халифа Египта была сконструирована первая в мире авторучка с встроенным резервуаром для чернил
- оптика
Со времен Средневековья арабский язык называют «латынью Востока» , подчеркивая его роль в создании культурных ценностей мирового значения.
В эпоху раннего Средневековья, когда европейская научная мысль пребывала в коматозном состоянии, когда господствовала схоластика, а наследие древних греков было благополучно забыто, на Востоке наука стремительно развивалась. Это был настоящий расцвет. Превосходство арабов в таких фундаментальных науках, как астрономия, математика, медицина в свое время не вызывало никаких сомнений, а эпоха Возрождения в Европе пробудила непреодолимое желание прикоснуться к этому наследию и изучить научные достижения арабского Востока. Во многих европейских университетах, например, в Оксфорде, вводилось обязательное преподавание арабского языка, переводились и скрупулезно изучались работы ученых Востока.
Для Древнего Востока арабский язык был основным в среде научного сообщества (так же, как и латынь была научным языком в средневековой Европе) . Так, часть арабских слов, среди которых были и научные термины, в Средние Века была заимствована сначала латынью, а уже из латыни перекочевала в английский язык.
Ареал распространения арабского языка уникален: большая часть Юго-Западной Азии и вся Северная, часть Восточной, Центральной и Южной Африки. Следовательно, этот язык занимает место среди самых распространенных языков мира как по числу разговаривающих на нем, так и по количеству стран, в которых он используется.
Арабский язык имеет также статус международного языка. Это один из рабочих языков ООН.
2) Значение культуры халифата. Евро¬пейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний. Труды арабских матема¬тиков, врачей и астрономов служили руко- минарет мечети водством для учёных средневековой Евро- в Кайруане. Тунис. пы. От арабов европейцы получили не толь- ,х в-ко цифры и новую систему счёта, но и знания по астрономии, в том числе назва¬ния многих звёзд, научились у них чертить более совершенные карты, позднее — поль¬зоваться компасом и глобусом.