1. как называли всех иностранцев в петровское время и почему?
2. продолжите смысловой ряд: a) в московском государстве называли её – орешек; b) в швеции называли её - … c) в российской империи называли её - …
3. о каком населенном пункте идет речь: «этому селу суждено стать станционным двором на пути к петербургу» (ключевский)?
4. какой миф связан с путешествием екатерины ii по малороссии? кто его придумал и зачем?
5. каким титулом наделили екатерину великую за заботу перед отечеством?
6. оценка деятельности данного императора весьма противоречива, «он хотел при полного разрушения изменить самые основание политического и социального устройства». так, он стал первым императором, принявшим в россии папу римского.
7. какое поселение называли «европой на яузе»?
8. кто заложил основу черноморского флота?
9. при каком российском правителе официально разрешили курить и почему?
10. существует сведение о том, что петр i был связан с ост-индской компанией. правдив ли данный факт и как вы его объясните?
11. казаки – важная, действенная часть армии и их подготовка – результат многолетних тренировок. ниже перечислены навыки, которыми должен был владеть казак, раскройте, что они значат: a) «выстрел на хруст»; b) «волчья пасть»; c) «лисий хвост».
12. как вы считаете, к каким правителям периода новой относятся данные характеристики и почему? a) царь – основатель династии;
iv республиканская заочная олимпиада по оо впо «гиия» для школьников 7-9 классов «клио, дарующая славу» 2019-2020 уч.г. b) тишайший царь; c) царь – мастеровой; d) царица – регент; e) милосердная императрица; f) не коронованный император.
13. где и кем были написаны эти строки? кому они были адресованы и о каких событиях повествуют? « над бедной хижиною сей, летают ангелы святые великий князь благоговей, здесь колыбель империи твоей, здесь родилась великая россия».
14. не смотря на захват азова и победу над турками, петр i изменил стратегическую направленность с юга на север. как вы считаете, с чем это связано?
15. в феврале 1555 г. с целью установления и расширения торговли в была основана «московская компания». в результате - торговой договоренности купцы получили право беспошлинной торговли, а на британские острова стали отправлять лес, воск, пушнину, сало, лен и рыбу. какие выгоды имело московское государство от торговли с ?
россия занимала видное место в международных отношениях xvii в. и обменивалась посольствами с крупнейшими странами европы и азии. особенно оживленными были сношения с швецией, речью посполитой, францией, испанией, а также с австрийским императором, «цесарем», как его называли официальные документы. большое значение имели также связи с италией, в первую очередь с римской курией и венецией. постоянные связи поддерживались с турцией, ираном, среднеазиатскими ханствами и китаем. отношения с китаем, ираном и ханствами средней азии, как правило, были мирными.
посольский приказ, ведавший сношениями с иностранными государствами, представлял собой весьма важное учреждение, во главе которого стояли в большинстве случаев не бояре, а думные дьяки, т. е. люди незнатного происхождения, но хорошо осведомленные в международных делах. высокое значение думного дьяка посольского приказа подчеркивалось тем, что иностранцы называли его «канцлером».
посольства в xvii в. появлялись почти во всех крупных столицах западной европы, а купцы вели оживленную торговлю с швецией, речью посполитой и . значительное количество купцов посещало стокгольм, ригу и другие города.
в свою очередь торговые дела привлекали в россию большое количество иностранцев. многие из них принимали подданство и навсегда оставались в россии. первоначально они имели дворы среди , а с середины xvii в. в москве за пределами земляного города, «на кокуе», возникла особая слобода. в ней числилось свыше 200 дворов. несмотря на название , собственно немцев в ней жило немного, так как немцами в россии тогда обычно называли не только немцев, но и шотландцев, , голландцев и т. д. почти три четверти населения слободы составляли поступившие на службу военные, остальные иностранцы были врачи, ремесленники и т. д. таким образом, слобода была заселена по преимуществу зажиточным людом. в слободе строили дома по западноевропейскому образцу, имели протестантскую церковь (кирку). однако представление о жителях слободы как людях более высокой культуры по сравнению с населением сильно преувеличено.
в xvii-xviii вв. на западе активно утверждался не только капитализм, но и новый тип человека, с особой системой ценностей и отношением к религии, труду, обществу и т. д.
это новое восприятие мира, принципиально отличавшееся от средневекового, стало складываться еще в эпоху реформации. ее ведущие идеологи (прежде всего кальвин) разработали протестантскую этику, главными носителями которой были буржуа. новая этика выдвигала на первый план предприимчивость, трудолюбие, бережливость - качества, не столь ценимые в средние века, но ставшие необходимыми в капиталистическом обществе.
нового времени, биографии представителей третьего сословия возможность реконструировать образ буржуа.
так, в автобиографии знаменитого американского просветителя и политика б. франклина (1706-1790) и в романе писателя д. дефо "робинзон крузо" (1719) предстают бесстрашные, деятельные люди, способные преодолеть любые препятствия. такие люди активно претендовали на роль новой элиты. если феодальной аристократии право на элитарность гарантировало благородное происхождение, то, с точки зрения буржуазных идеологов, это право могли дать только личные достоинства и достижения.
тема капитала, личного заработка, к которой аристократия относилась с высокомерным пренебрежением, становится в новое время едва ли не главной. появляется множество всевозможных руководств по обогащению. в докапиталистическую эпоху главной заботой человека было обеспечить себе пропитание и кров. потребности человека нового времени стали несравненно шире. в xvii-xviii вв. страсть к обогащению, порой превосходящая все мыслимые рамки, во многом определяла смысл жизни человека. буржуазные идеологи учили, что богатство "должно умножать имущество своего владельца и повсюду распространять счастье" (б. франклин). деньги, богатство рассматривались и как путь к личной независимости, к свободе от законов общества, нередко жестоких и несправедливых.
конечно, реальность во многом расходилась с теориями. человек нового времени не только созидал и творил, но также разрушал и грабил, а богатство далеко не всегда употреблялось во благо ближнего. и все же образ нового человека (со всеми своими плюсами и минусами) оказывал огромное воздействие на общественное сознание и новую систему ценностей.
в формировании последней важнейшую роль сыграло и буржуазное просвещение - третий духовный переворот после возрождения и реформации, который окончательно разрушил средневековую систему ценностей. зародившись в еще в середине xvii в.. просвещение в xviii в. достигло наивысшего расцвета во франции и быстро распространилось практически по всей европе. теории просветителей не были достоянием одной лишь интеллектуальной элиты, они активно проникали и в массовое сознание (пусть нередко и в весьма примитивной форме).
в эпоху просвещения окончательную победу одержал рационализм, зародившийся в западноевропейской мысли еще в средние века. но тогда рациональное отношение к миру сосуществовало с религиозным, причудливо переплетаясь с ним. в xviii в. сформировался атеизм, полностью отрицавший веру в бога либо подчинявший ее требованиям разума. еще в xvii в. знаменитый философ джон локк (1632-1704) выдвинул идею "общественного договора", в который вступают народ и избранные им правители во имя создания механизма власти. из этой теории вытекало, что народ имеет право на свержение неправедных правителей, нарушивших договор. теорию локка развили в xviii в. французские и американские просветители, и не случайно именно в их странах она нашла практическое воплощение.
теории просветителей подрывали веками складывавшуюся веру в незыблемость политического порядка, проповедуя, что он установлен не богом, а людьми, следовательно, его можно и должно изменять и совершенствовать. просветители верили в возможность построения гармонического общества - своего рода царства божьего, в котором самого бога не будет. но как прийти к такому обществу?
некоторые из просветителей полагали, что общество будущего должно основываться на принципе равенства, т. е. приблизительно одинакового распределения собственности и прочих материальных ценностей. но эти благородные в своей основе помыслы были совершенно неосуществимы на практике. допустимо равенство возможностей, равенство прав, но никак не равенство конечного результата, итога жизненного пути миллионов людей. зачем стремиться к совершенству, вообще к чему бы то ни было, если едва ли не при рождении любому человеку обещано равенство - мудрецу и глупцу, труже-нику.и лодырю? идея равенства лишала человека стимула к творчеству, к совершенствованию себя и общества в целом.
прямого призыва к ниспровержению государственного строя в теориях просветителей не было, но они внедряли в массовое сознание мысль о том, что люди вольны переустраивать общество и, следовательно, устранять преграды, мешающие им сделать это. вот в этом и заключался революционный характер влияния теорий просветителей на общественное сознание.