1. Как Вы думаете, почему Колумб был твёрдо убеждён, что достичь Индии можно, если плыть на Запад? 2. Что Вы можете сказать о характере Христофора Колумба?
Местничество - система феодальной иерархии в Русском государстве в 15—17 вв. Термин произошёл от обычая считаться «местами» на службе и за государевым столом. Сложилось местничество при дворе великого князя Московского на рубеже XV-XVI вв., как следствие централизации государства и ликвидации удельной системы. Место боярина в служебно-иерархической лестнице чинов определялось с учетом службы предков при дворе великого князя. К появлению местничества были исторические предпосылки. С объединением русских земель вокруг Москвы потерявшие свои уделы князья Рюриковичи в большом числе устремились в столицу — занять здесь как можно более значимые места. Положение усугублялось еще и тем, что вместе со своими господами в Первопрестольную приезжали и рязанские, ростовские и прочие бояре. Естественно, что такое положение вещей не могло устроить местную аристократию, привыкшую к своему исключительному положению вокруг великого московского князя.
Москвичи старались всячески оттеснить служилых княжат и их бояр от важных служб. И хотя в полной мере сделать им это не удалось, зато со временем возникла система родовых счетов, благодаря которой установилось относительное равновесие среди семей, вошедших в состав знати. Одновременно эта система защищала их от претензий тех, кто остался за пределами высшего сословия.
Русский историк С.М. Соловьёв отмечает, что ещё одной причиной возникновения местничества на Руси является то, что русская аристократия в значительно меньшей степени была привязана к конкретной территории, чем аристократия западноевропейская. Вот что он пишет в своей книге "История России с древнейших времен" (т.6, глава 7):
При именах вельмож Западной Европы мы привыкли встречать частицы фон, де с собственными именами земельных участков, замков. Если б исчезли все известия о происхождении западноевропейского высшего сословия, то из одних фамильных имен мы заключили бы „что имеем дело с землевладельцами, что владение землею положено в основу сословного значения. Но обратимся к нашим боярам, к их именам: что встретим? "Данило Романович Юрьевича Захарьина, Иван Петрович Федоровича". Как у древних князей, так и у бояр нет следа отношения к земельной собственности, и одно явление объясняет другое: если князья не имели постоянных волостей, меняли их по родовым счетам, то и дружина их меняла также волости вместе с ними, не могла усесться на одних местах, глубоко пустить корней в землю, приобрести чрез землевладение самостоятельное земское значение, зависела, получала средства существования и значение от князя или от целого рода княжеского, ибо дружинники переходили от одного князя к другому. Какой был главный интерес русского боярина, это выражается в его имени: к имени, полученному при рождении или при крещении, он прибавляет имя отца деда и прадеда, носит с собою свое родословие и крепко стоит за то, чтоб роду не было порухи, унижения; отсюда понятно становится нам явление местничества - интерес родовой господствует.
Марат родился 24 мая 1743 года в Швейцарии, где поселились его родители, когда они покинули лоно Католической Церкви и перешли в кальвинизм. Решив стать врачом, Марат учился в Тулузе, Бордо, Париже, затем в Голландии и Англии. В 1773 году в Лондоне он издал "Философский опыт о Человеке", а в 1774 году опубликовал политический трактат "Цепи рабства" в котором утверждал, что монархи ведут народы к рабству, развращая их и искореняя самую мысль о свободе.
Поняв, что добиться признания как теоретик ему не суждено, он переключает свое внимание на больных, уделяет много времени прикладным физическим экспериментам. В 1776 году он возвращается во Францию и получает место врача гвардейцев. Однако его медицинская практика была весьма скудной, а опыты не получили признания королевской Академии наук. Тогда Марат вновь обращается к социальным проблемам: он участвует в конкурсе Бернского экономического общества на лучший проект реформы уголовного права и публикует в 1782 году в Невшателе свой "План уголовного законодательства".
В сентябре 1789 года Марат начинает выпускать знаменитую газету "Друг народа", прославившуюся скандальными разоблачениями всех и вся. Призывы к насилию, апокалиптические предсказания снискали ему популярность в низах общества, а также ненависть многочисленных врагов. Марат неоднократно вынужден был прерывать издание газеты, прятаться по подвалам, а после расстрела 17 июля 1791 на Марсовом поле массовой манифестации, требовавшей отречения Людовика ХVI, искать прибежища в Англии.
Однако, вернувшись во Францию, он возобновляет издание "Друга народа" в апреле 1792 года. Вскоре Марата избирают депутатом Конвента. Он примыкает к монтаньярам, выделяясь даже среди них своим радикализмом, неистовым темпераментом и самим внешним видом - горящими глазами, повязанным на голове платком, широко распахнутым воротом рубашки. Он голосует за смертную казнь короля, предупреждает о предательстве генерала Дюмурье, ведет бешеную кампанию против жирондистов, которым удается добиться декрета о его аресте. Оправданный Революционным трибуналом 24 апреля 1793, Марат триумфально возвращается в Конвент, сопровождаемый многочисленной толпой приверженцев, и продолжает громить оппонентов, готовя падение жиронды.
Марат страдал неизлечимой кожной болезнью, которой заразился еще в юные годы, когда выхаживал английских нищих и бродяг; по другим сведениям, это заболевание было нервным и носило психосоматический характер. Чтобы унять нестерпимый зуд, он часто и подолгу принимал ванны; в этом положении он писал и даже беседовал с посетителями. Именно в ванной года он и нашел свою смерть 13 июля 1793: его заколола Шарлотта Корде, которую "друг народа" решился принять, поверив, что она явилась к нему с новыми сенсационными разоблачениями врагов революции. Обстоятельства его гибели вдохновили Жака Луи Давида на знаменитую картину "Смерть Марата".
Местничество - система феодальной иерархии в Русском государстве в 15—17 вв. Термин произошёл от обычая считаться «местами» на службе и за государевым столом.
Сложилось местничество при дворе великого князя Московского на рубеже XV-XVI вв., как следствие централизации государства и ликвидации удельной системы. Место боярина в служебно-иерархической лестнице чинов определялось с учетом службы предков при дворе великого князя.
К появлению местничества были исторические предпосылки. С объединением русских земель вокруг Москвы потерявшие свои уделы князья Рюриковичи в большом числе устремились в столицу — занять здесь как можно более значимые места. Положение усугублялось еще и тем, что вместе со своими господами в Первопрестольную приезжали и рязанские, ростовские и прочие бояре. Естественно, что такое положение вещей не могло устроить местную аристократию, привыкшую к своему исключительному положению вокруг великого московского князя.
Москвичи старались всячески оттеснить служилых княжат и их бояр от важных служб. И хотя в полной мере сделать им это не удалось, зато со временем возникла система родовых счетов, благодаря которой установилось относительное равновесие среди семей, вошедших в состав знати. Одновременно эта система защищала их от претензий тех, кто остался за пределами высшего сословия.
Русский историк С.М. Соловьёв отмечает, что ещё одной причиной возникновения местничества на Руси является то, что русская аристократия в значительно меньшей степени была привязана к конкретной территории, чем аристократия западноевропейская. Вот что он пишет в своей книге "История России с древнейших времен" (т.6, глава 7):
При именах вельмож Западной Европы мы привыкли встречать частицы фон, де с собственными именами земельных участков, замков. Если б исчезли все известия о происхождении западноевропейского высшего сословия, то из одних фамильных имен мы заключили бы „что имеем дело с землевладельцами, что владение землею положено в основу сословного значения. Но обратимся к нашим боярам, к их именам: что встретим? "Данило Романович Юрьевича Захарьина, Иван Петрович Федоровича". Как у древних князей, так и у бояр нет следа отношения к земельной собственности, и одно явление объясняет другое: если князья не имели постоянных волостей, меняли их по родовым счетам, то и дружина их меняла также волости вместе с ними, не могла усесться на одних местах, глубоко пустить корней в землю, приобрести чрез землевладение самостоятельное земское значение, зависела, получала средства существования и значение от князя или от целого рода княжеского, ибо дружинники переходили от одного князя к другому. Какой был главный интерес русского боярина, это выражается в его имени: к имени, полученному при рождении или при крещении, он прибавляет имя отца деда и прадеда, носит с собою свое родословие и крепко стоит за то, чтоб роду не было порухи, унижения; отсюда понятно становится нам явление местничества - интерес родовой господствует.
(1743 - 1793)
Биография
Марат родился 24 мая 1743 года в Швейцарии, где поселились его родители, когда они покинули лоно Католической Церкви и перешли в кальвинизм. Решив стать врачом, Марат учился в Тулузе, Бордо, Париже, затем в Голландии и Англии. В 1773 году в Лондоне он издал "Философский опыт о Человеке", а в 1774 году опубликовал политический трактат "Цепи рабства" в котором утверждал, что монархи ведут народы к рабству, развращая их и искореняя самую мысль о свободе.
Поняв, что добиться признания как теоретик ему не суждено, он переключает свое внимание на больных, уделяет много времени прикладным физическим экспериментам. В 1776 году он возвращается во Францию и получает место врача гвардейцев. Однако его медицинская практика была весьма скудной, а опыты не получили признания королевской Академии наук. Тогда Марат вновь обращается к социальным проблемам: он участвует в конкурсе Бернского экономического общества на лучший проект реформы уголовного права и публикует в 1782 году в Невшателе свой "План уголовного законодательства".
В сентябре 1789 года Марат начинает выпускать знаменитую газету "Друг народа", прославившуюся скандальными разоблачениями всех и вся. Призывы к насилию, апокалиптические предсказания снискали ему популярность в низах общества, а также ненависть многочисленных врагов. Марат неоднократно вынужден был прерывать издание газеты, прятаться по подвалам, а после расстрела 17 июля 1791 на Марсовом поле массовой манифестации, требовавшей отречения Людовика ХVI, искать прибежища в Англии.
Однако, вернувшись во Францию, он возобновляет издание "Друга народа" в апреле 1792 года. Вскоре Марата избирают депутатом Конвента. Он примыкает к монтаньярам, выделяясь даже среди них своим радикализмом, неистовым темпераментом и самим внешним видом - горящими глазами, повязанным на голове платком, широко распахнутым воротом рубашки. Он голосует за смертную казнь короля, предупреждает о предательстве генерала Дюмурье, ведет бешеную кампанию против жирондистов, которым удается добиться декрета о его аресте. Оправданный Революционным трибуналом 24 апреля 1793, Марат триумфально возвращается в Конвент, сопровождаемый многочисленной толпой приверженцев, и продолжает громить оппонентов, готовя падение жиронды.
Марат страдал неизлечимой кожной болезнью, которой заразился еще в юные годы, когда выхаживал английских нищих и бродяг; по другим сведениям, это заболевание было нервным и носило психосоматический характер. Чтобы унять нестерпимый зуд, он часто и подолгу принимал ванны; в этом положении он писал и даже беседовал с посетителями.
Именно в ванной года он и нашел свою смерть 13 июля 1793: его заколола Шарлотта Корде, которую "друг народа" решился принять, поверив, что она явилась к нему с новыми сенсационными разоблачениями врагов революции. Обстоятельства его гибели вдохновили Жака Луи Давида на знаменитую картину "Смерть Марата".