1. Какие изменения произошли в системе землевладения? С какими по-
литическими процессами они были связаны? 2. Как развивались ремес-
ло и торговля в XV в.? 3. Какова была политика Василия I по отношению
к Орде и русским княжествам? 4. Что послужило причиной московской
усобицы? В чём вы видите истоки конфликта между князьями? 5. Какие
слои населения и почему были заинтересованы в создании единого Рус-
ского государства? 6. Как использовали усобицу московских князей
внешние враги Руси?
Родилась в семье раба и выросла на ферме в графстве Дорчестер, Мэриленд. В 13-летнем возрасте она получила роковой удар в голову, который беспокоил её всю жизнь и даже провоцировал видения. Она была в магазине, когда белый надсмотрщик потребовал ее в избиении беглого раба. Когда она отказалась и стала на пути надсмотрщика, тот метнул в её голову двухфунтовую гирю. От удара Гарриет чуть не погибла. Выздоровление длилось долгие месяцы.В 24 года она вышла за Джона Табмена, свободного темнокожего. Но когда она завела разговор о побеге из рабства на север, он даже слышать об этом не хотел. Он сказал, что если она попытается сбежать, он её тут же выдаст. Когда она решила искать счастья и следовать на север в 1849 году, то сделала это самостоятельно, не сказав мужу ни слова.В 1849 бежала из неволи в штате Мерилэнд на Север и включилась в аболиционистское движение, поддерживала связь с Джоном, Когда Гарриет было всего 30, её уже называли Моисеем за рабов. В это время активно участвовала в деятельности стройки железной дорог переправлявшей беглых негров из южных штатов на Север и в Канаду В 1850-х годах она совершила 19 поездок на Юг, лично освободив более 300 рабов и воодушевив на бегство тысячи.Ее первый биограф Сарре Брэдфорд приводила следующие слова Табмен: «Для меня был только такой выбор, на который я имела право: свобода или смерть. Выбор был только такой: или свобода, или смерть. И если бы у меня свободы не было, то у меня было бы другое, то есть никто не поймал бы меня живой. Я буду бороться за свою свободу, пока хватит сил. Я буду бороться за свободу, чего бы мне это не стоило».В годы Гражданской войны Табмен сражалась в армии северян против рабовладельцев Юга. . Летом участвовала в рейде негритянского отряда, освободившего 750 рабов. После окончания войны продолжала борьбу против угнетения негров и за равные права для женщин.
Макиавелли свойственно реально-политическое понимание политики. Его не интересуют модели идеальных государств, он исследует средства достижения политических целей, а также механизмы осуществления политики.
Он утверждает, что люди эгоистичны и ждать от них чего-либо хорошего не приходится. Чтобы уберечь людей от самих себя (бесконечных конфликтов) появляется государство. Правитель, глава государства, должен всегда помнить, что люди злы. Его главная задача – сначала прийти к власти, а затем её удержать. Он может пользоваться любыми доступными средствами ради достижения своей цели, ему разрешено быть циничным, лживым и жестоким.
Здесь проходит важное отличие учения Макиавелли от идей античных философов, которые говорили, что цель политики – это хорошая жизнь граждан.
Макиавелли рассуждает о плохих и хороших государствах, а также о плохих и хороших гражданах и исследует условия, при которых появляются первые и вторые.
Хорошие государства – это государства стабильные. Такие, где правитель умеет поддерживать баланс между различными эгоистическими интересами своих граждан.
Хороший гражданин – воинственный и патриотичный.
Плохое государство – это государство, где граждане открыто конфликтуют и где, следовательно, нет стабильности.
Макиавелли не осуждает деспотизм как таковой. Он утверждает, что определённые задачи государства могут потребовать государя-деспота. Например, в современной ему Италии стояла задача объединения и создания единого государства, Макиавелли считал, что сильный и жестокий правитель может оказаться весьма эффективным, чтобы добиться цели.
Государь, по Макиавелли, это человек, который создает мораль и законы для подданных. Макиавелли подчиняет мораль политике. Мораль для подданных и для государя – отличается. К примеру, в частной жизни люди назовут некое действо «убийством», но политики скажут, что «неприятелю был нанесён большой удар». Но мораль подданных подчиняется морали государя (морали, которую установил для них государь).
Макиавелли называет самые разные средства, которые может использовать государь ради удержания власти, и ни одно из них не осуждает. Он подчёркивает, что, с точки зрения задач государства, любое средство в определённый момент может оказаться оправданным. Иными словами, Макиавелли разделяет этику и политику и провозглашает лозунг о том, что цель в политике оправдывает средства. Средства – внеморальны.