1.Какие подходы существуют в классификации цивилизаций, в чем их главные отличия? 2.Что представляет собой традиционное общество, и каковы его основные черты? 3. На чем основываются аграрные цивилизации, их особенности? 4.В чем уникальность кочевой цивилизации? 5. Какие общественные, мировые изменения появлению индустриальных и постиндустриальных цивилизаций.
Томирис — царица массагетов, иранского кочевого народа.
Две тысячи лет назад бескрайние просторы нынешнего Казахстана населяли саки — народ могучий и бесстрашный. Рассказы о том, кто такие саки, распространялась по всем землям. Образ сакского воина, мужчины или женщины, отразился в мифологии. Легендами стали две сакские царицы — Томирис и Зарина. О Томирис рассказывают, что и ее тело, и ум были одинаково прекрасны. Она известна как прародительница женщин-воинов — амазонок. Но жизненный путь Томирис был наполнен горем, испытаниями и мучениями, о чем рассказывает одноименный фильм 2019 года. Тем не менее ее история и борьба за независимость народа придают и сегодня образу сакской царицы актуальность, делают его любопытным для наших современников.
Родилась девочка, по версии Геродота, у царя Спаргаписа. Мать умерла во время родов. Воспитанием дочери занимался Спаргапис, который слыл блестящим тактиком, умелым воином и мудрым правителем. В те времена женщины имели право возглавить племя, если у царя не было наследника мужского рода. Поэтому Спаргапис занимался подготовкой достойной наследницы. Пятилетняя Томирис уже могла легко оседлать необузданного коня. Через год она уже смело держала в руках акинак, а потом и более тяжелое вооружение. К 13-ти годам будущая царица великолепно вступала в бой на мечах и копьях, мастерски стреляла из лука с обеих рук. На своем коне она всегда была первой на скачках. Девочка выросла истинным воином. Отличалась она непокорным и буйным нравом. Но отца всегда слушалась и считалась с его мнением: его авторитет для нее был непоколебим.
Томирис уважали и боялись. Были желающие свергнуть ее: против царицы плели интриги и заговоры. Вожди племен, которые не находили общего языка с Томирис, передавали свои и обращения через слишком доверчивого супруга, если не хотели лично сталкиваться с правительницей. Царица же училась у своих врагов, перенимала лучшее из их военного и управленческого опыта, превращала эти знания в свои преимущества. Ей удалось создать непобедимое войско благодаря таким шагам: Была создана тяжелая кавалерия: всадники и их кони одеты в длинные тяжелые платья с броней. Для устрашения противника всадники шли в бой со знаменами, закрепленными на длинных деревянных палках. При движении они выглядели как страшные летящие чудовища. Увидев, как один из стрелков приделал к стреле свисток, Томирис приказала сделать тысячи таких стрел и раздавать их воинам. Сакская армия отличалась небывалым мастерством. Всадники умели прятаться за спинами коней. Казалось, что из пустынной степи несется лошадиный табун. Считается, что именно после таких атак появились легенды и мифы о кентаврах. В период правления Томирис появилась многотысячная женская армия. Женщины были равны мужчинам в искусстве ведения боя. Они прекрасно владели оружием, держались в седлах и не боялись ни смерти, ни опасности.
Сакская царица Томирис осталась в истории как мудрая, храбрая и властная женщина. Она символизировала свободу и независимость. После ее смерти трое мужчин вместе управляли сакским войском и землями.
ответ на фото.Вот его портрет.
Родился в семье наказного гетмана Дорофея Михайловича Дорошенко и Митродоры Тихоновны Тарасенко. Будучи реестровым казаком, выдвинулся в ряды казацкой старшины во время восстания Хмельницкого (1648—1654) против Речи Посполитой. Был при правлении гетманов Богдана Хмельницкого и Ивана Выговского прилуцким и позднее черкасским полковником.
Участвовал в подавлении восстания 1657—1658 годов против гетмана Ивана Выговского и Речи Посполитой, руководимого Мартыном Пушкарём и Яковом Барабашем.
При гетмане Павле Тетере с 1663 года — генеральный есаул в правобережном войске. После бегства Тетери, разбитого Василием Дрозденко, гетманство попытался захватить Степан Опара, поддерживаемый крымскими татарами; но последние скоро открыли его сношения с Дрозденко, захватили его в плен и предложили бывшим под его начальством казакам признать гетманом Дорошенко.
В 1665 году был избран гетманом Правобережной Украины[4]. После смерти Дрозденко и выдачи Опары правительству Речи Посполитой весь правый берег Днепра, за исключением Киева, защищаемого царскими войсками, признал над собой власть Дорошенко, который стал стремиться к единству Украины и независимости Войска Запорожского.
Опираясь на часть казацкой старшины и духовенства, которая ориентировалась на Османскую империю и Крымское ханство, Дорошенко попытался распространить свою власть на Левобережную Украину. Созванная им рада постановила изгнать католиков с Правобережной Украины; вместе с тем Дорошенко предпринял поход на Левобережную Украину, пытаясь захватить Кременчуг. Попытка эта окончилась неудачей, но Дорошенко не оставлял своих планов, найдя для них усердную поддержку у киевского митрополита Иосифа.
Андрусовский договор, которым, по выражению Дорошенко, «государи на части разорвали Украину»[5], положил конец надеждам запорожских казаков на полное объединение их края под властью царя и тем самым побуждал сторонников единства стать под знамёна гетмана Дорошенко, тем более что обнаруженные уже Москвой попытки централизации пугали запорожское казачество.
Но правобережная Гетманщина была слишком слаба, чтобы собственными силами выполнить поставленную программу: Дорошенко пришлось обратиться к союзников. Это подрывало в корне начатое им дело, обращая борьбу за единство Гетманщины в борьбу соседних держав, причём на Юго-Западную Русь наводился новый и грозный враг в лице Османской империи. Сначала дела Дорошенко шли довольно успешно: удачно отбиваясь от Речи Посполитой с татарских орд, он расширил было своё господство и на левом берегу Днепра. Пересылаясь с Иваном Брюховецким, он убеждал его восстать против царской власти, обещая передать ему тогда гетманство на правом берегу. Брюховецкий поверил обещаниям и поднял восстание, но казацкие полки и старшина подчинились прибывшему на левый берег Днепра Дорошенко и Брюховецкий был убит. Дорошенко двинулся было против воеводы Ромодановского, но, получив известие об измене жены, уехал в Чигирин, поставив на левом берегу своим наказным гетманом Демьяна Многогрешного. За время его отсутствия достигнутое было единство Гетманщины быстро уничтожилось.
Левобережная старшина, не видя от Дорошенко в борьбе с Москвой, предпочла подчиниться последней, избрав себе гетманом Многогрешного. Появился новый кандидат на гетманство, выставленный Сечью — запорожский писарь Пётр Суховиенко, нашедший поддержку и у крымских татар, недовольных Дорошенко. Переговоры последнего с царским правительством о признании его гетманом и на левой стороне Днепра не имели успеха, так как он требовал вывода всех воевод и ратных государевых людей из городов Гетманщины. Царское правительство предпочло утвердить гетманом Многогрешного, окончательное избрание которого и состоялось в марте 1669 года.