Перед началом Северной войны Швеция являлась одним из самых могущественных в экономическом и военном отношении государств Европы. Во второй половине XVII в. она переживала экономический подъем. Быстро росло число мануфактур, особенно железоделательных. Именно они производили вооружения для армии. В результате Тридцатилетней войны она захватила всю Финляндию, Эстляндию, Лифляндию, Карелию, Ижорскую землю, Западную Померанию со Штеттином, часть территории Германии на Ютландском перешейке и в устье реки Эльбы. Швеция владела всем бассейном Балтийского моря. На нем безраздельно господствовал мощный военно-морской флот Шведского королевства, в состав которого входили 42 линейных корабля и 12 фрегатов с 13 тыс. матросов и вооруженных 2,7 тыс. орудий.
Ели́кий кана́л (кит. трад. 大運河, упр. 大运河, пиньинь: Dà Yùnhé) — судоходный канал в Китае, одно из древнейших ныне действующих гидротехнических сооружений мира. Строился в течение двух тысяч лет — с VI в. до н. э. до XIII в. н. э.[1] В настоящее время является одной из важнейших внутренних водных артерий КНР, соединяет крупные порты страны Шанхай и Тяньцзинь. Протяжённость канала — 1782 км[2], а с ответвлениями в Пекин, Ханчжоу и Наньтун — 2470 км. Ширина в наиболее узкой части в провинциях Шаньдун и Хэбэй — 40 м, в самой широкой части в Шанхае — 350 м. Глубина фарватера — от 2 до 3 м. Канал оборудован 21 шлюзом. Максимальная грузопропускная составляет 10 млн тонн в год. Канал соединяет реки Хуанхэ и Янцзы, включая в себя русла таких рек, как Байхэ, Вэйхэ, Сышуй и других, а также несколько озёр. Великий канал состоит из нескольких сооружённых в разное время участков. Самый южный участок проложен в VII в., самый северный — в XIII в., а часть центрального участка от Хуайинь до Цзянду проходит по древнему каналу Ханьгоу. Астронавт Уильям Поуг, будучи на борту Скайлэб, первоначально подумал, что увидел Великую Китайскую стену, но оказалось, что он видел Великий канал Китая[3]. 22 июня 2014 года Великий канал включён в реестр объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО[4].