1. Каким образом обстановка, в которой протекали детство и юность Петра I, повлияла на становление его личности? В чем это личностное развитие определялось рамками политической и социальной культуры допетровской России, а в чем выходило за эти рамки? Чем это было вызвано?
2. Какие обстоятельства привели к власти царевну Софью? Соответствовал ли ее приход к власти ситуации, сложившейся после смерти царя Алексея Михайловича, интересам Российского государства?
3. О чем свидетельствует такое явление отечественной истории, как стрелецкие бунты? Какими причинами они были вызваны? Какие долговременные исторические последствия для страны они имели?
4. Какие причины обусловили поражение Софьи в борьбе за власть с Петром? Как могли бы развиваться события отечественной истории в случае победы Софьи и устранения Петра? Подумайте, одержал бы Петр победу в этой борьбе, если бы его соперником в притязаниях на престол был мужчина, а не женщина?
5. Какое значение имело, с вашей точки зрения, направление Петром I дворянской молодежи на обучение в Западную Европу?
6. Оцените основные нововведения Петра I в области образования. Чем объяснялась
преимущественная направленность этих нововведений?
7. Охарактеризуйте состав иностранных специалистов, приглашавшихся петровским правительством в Россию. Чем объясняются «кадровые ошибки» того времени? Оцените в целом влияние иностранных специалистов на развитие образования, науки, техники, морского и военного дела в России.
8. Какими причинами объясняется стремление Петра I изменить внешний облик русских? В чем вы видите положительные и отрицательные стороны этой кампании?
9. Подумайте, какие долго последствия имели петровские преобразования в сфере культуры и быта. Попробуйте оценить, насколько благотворными были эти последствия для дальнейшего развития нашей страны. Аргументируйте свой ответ.
10. В какой мере социально-экономическая политика Петра I явилась продолжением политики его отца?
11. Почему Петр I уделял особое внимание «рудознатству» и металлургии? В какой мере эта направленность экономической политики царя повлияла на будущее отечественной экономики?
12. Какие причины обусловили направленность развития легкой промышленности России при Петре I? В какой мере это предопределило развитие данной отрасли в будущем?
13. Каким образом рас мануфактур изменило социальную структуру российского общества? В чем историческое значение формирования приписного и посессионного крестьянства?
14. Сравните процесс появления цехов в Западной Европе, ремесленных сообществ в Великом Новгороде и создания цехов по царскому указу 1722 года. В чем вы видите различия между этими процессами?
15. Перечислите товары, на торговлю которыми при Петре I была введена государственная монополия. Почему она была введена именно на эти товары?
16. Какое значение имело принятие при Петре I «Закона о единонаследии»? Какими мотивами руководствовался царь, издавая этот закон? Какие исторические последствия имело это решение?
17. Оцените значение денежной реформы Петра I. Какими причинами была, с вашей точки зрения, обусловлена эта реформа? Каковы были её положительные и отрицательные последствия?
18. Чем административное деление России после проведения Петром I областной реформы отличалось от дореформенного? Каковы историческое значение и последствия областной реформы Петра I?
19. Чем принцип формирования и функционирования Правительствующего сената отличал этот орган от Боярской думы? Какие причины обусловили замену Боярской думы на Правительствующий сенат?
20. Сопоставьте приказы допетровской эпохи с коллегиями, учрежденными Петром I. Какие приказы были расформированы без передачи их функций какой-либо коллегии? Функции каких приказов были объединены в функциях какой-либо коллегии? Были ли учреждены коллегии, аналогов которым среди ранее существовавших приказов не находится?
1) 1530-1584
2) Внутренняя политика:
Деятельность Избранной Рады (1547-1560) - Военная реформа, Судебник 1550г, Стоглавый Собор, Губная реформа, Формирование приказной системы, Опричнина
3) Внешняя политика:
Цели: выход к Балтийскому морю, присоединение остатков Золотой Орды.
Казанские походы: первый поход - 1547-1548, второй поход - 1549-1550, третий поход - 1552 (Итог - взятие Казани)
Астраханские походы: 1554, 1556 (Итог - Астрахань взята без боя)
Крымские походы: 1558, 1559 (Итог - освобождение русских пленных).
Война со Швецией 1554-1557. Победа русских войск.
Ливонская война (1558-1583) - поражение. 1582 - 10-ти-летнее Ям-Запольское перемирие с Речью Посполитой. 1583 - Плюсское перемирие со Швецией, Освоение Сибири
4) Итог: успешные реформы Избранной Рады в начале правления, успешные походы в начале правления, введение опричнины в 1564 году. Итогом опричнины является: разорение страны, сокращение населения, поражение в Ливонской войне. Увеличение территории гос-ва за счет присоединения юных, восточных, юго-восточных земель, но потеря западных и северо-западных (отказ от Эстляндии, потеря Нарвы, Копорья, Ивангорода). В 1581 году началось освоение Сибири Ермаком.
Царь получил прозвище "Тишайший". Новый царь(после Михаила Федоровича(его сын)) был начитанным, отличался крепким здоровьем.
Так внутренняя политика:
1. Увеличил косвенные налоги(подняв цену на соль в 4 раза)
2. Соборное уложение(1649г)
3. Оформлено крепостное право.
4. Медный бунт(1662)
Внешняя политика:
1. Борьба за освобождение Украины
2. Освобождение Смоленска.
3. Война России с Речью Посполитой(1654-1667)
4. Русско-шведская война(1656-1658)
5. Кардисский мир со Швецией(21 июня 1661)
6. Возвращение России Смоленска и Черниговских земель( 1667)