1. Какое европейское государство к концу XVI в. можно на¬звать самым крупным и наиболее могущественным?
2. Какие территории оно контролировало?
3. Что, по вашему мнению, позволило этому государству до¬биться такого положения?
4. Какова была расстановка сил в Восточной и Северной Европе?
5. При каком правителе дипломатическая активность России усилилась? Приведите примеры.
6. Что вызывало недовольство боярства во внешнеполитиче¬ском курсе России в эпоху правления Бориса Годунова?
7. Какой договор предложил в 1600 г. заключить России поль¬ский посол Л. Сапега?
8. Почему это договор не был подписан?
9. Какие задачи поставила перед собой Речь Посполитая в связи с изменившейся обстановкой?
10. Какой повод для реализации данных планов показался по¬лякам самым предпочтительным?
11. Почему граница с Крымским ханством оставалась одной из самых неспокойных для России?
12. Какие государства хотели использовать Россию в качестве потенциального союзника в борьбе с Османской империей?
13. С какой целью германский император в 1595 г. направил в Москву посла?
14. Почему к концу XVI в. назрела потребность укрепления русско-персидских экономических и политических отно¬шений?
15. Чем можно объяснить позицию Бориса Годунова по отно¬шению к Персии?
В результате монгольского нашествия очень сильно пострадали районы с оседлым хозяйством. Земли, которые раньше использовались под посевы, огороды и сады отводились под пастбища. Вильгельм Рубрук, проезжавший через Семиречье в середине XIII века сообщает про Илийскую долину: «…прежде там находилось много городов, но по большей части они были разрушены татарами, чтобы иметь возможность пасти свои стада».
В XIV – XV веках в хозяйстве племён, населяющих территорию Казахстана, преобладало скотоводство. Преобладающая роль кочевого скотоводства вызывала необходимость создания переносных жилищ – юрт, при к кочевой жизни. По сведениям письменных источников XIII века, кроме обычной юрты существовали также и передвижные жилища – куйме, поставленные на повозки.
В зависимости от величины их перевозили один или несколько быков или верблюдов. По свидетельствам путешественников, предметы обихода и мебель были искусно и красочно изготовлены.
Основной едой скотоводов были мясо, молоко, масло, кумыс, шубат и другие животноводческие продукты. О том как кыпчаки получали масло из молока, готовили курт и кумыс писали в XIII веке европейские путешественники. Например, Вильгельм Рубрук писал, как кыпчаки предложили ему кислый молочный напиток и называли его айран. Он отмечал, что кыпчаки большинство блюд готовят из мяса. Вместе с тем блюда готовились также из муки, проса, ячменя и пшеницы.
В регионах с оседлым и полуоседлым хозяйством строились и постоянные жилища (зимовки, кенты). Они жили в домах, построенных из дерева, глины и камня. Получило распространение круглое жилище из саманного кирпича. Вдоль стен такого жилища располагалась суфа – возвышение, заменявшее кровать. Одну из стен занимала печь, дымоходные трубы которой проходили под суфой и обогревали дом. В зимние месяцы они поселялись в них, а в другое время года по традиции жили в юртах.
Одежда в основном изготавливалась из шерсти, кожи, и шкур домашних животных. Из шкур шили верхнюю одежду и различную обувь.
Любое скотоводческое и земледельческое хозяйство немыслимо без изделий ремесленников. Для скотоводства были необходимы конские сбруи, куруки, арканы и т.д. Для защиты от врагов требовалось оружие: лук со стрелами, копьё, сабля, шокпар. Ими пользовались не только во время войны, но и для охраны своих жилищ и скота.
тут должно быть.
Этногенез— это процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов.
Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. По его завершении может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп.
Жуз — исторически сложившееся объединение казахов. Казахская историография относит зарождение жузов к началу XVIII века, русские источники — к XVII веку
Антрополо́гия — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной средах