1. Каковы были основные направления и задачи внешней политики России в 1725–1762 гг.?
2. Какие территории были присоединены к России в 1725–1762 гг.?
3. Почему Россия не смогла закрепиться на берегах Черного и Азовского морей?
4. Где проходили основные сражения Семилетней войны?
5. Каковы итоги Семилетней войны для России?
Коперник оказал огромное влияние на развитие астрономической науки. Люди узнали новые истины о Вселенной, где Земля не является её центром, а обращается вокруг светила,как и остальные планеты. Эти новые взгляды на картину мира и нашей планеты повлияли на научную мысль во многих областях , его теория было самым настоящим научным трудом, показавшим людям, как далеко может продвинуться научная мысль. Наука требовала полной свободы мысли и теория Коперника стала иметь огромное значение для дальнейшего развития всего человечества. Коперник своими взглядами опередил современную ему историческую эпоху.Система Птолемея поставила науку на мёртвую точку, надо было удалить ненужные и старые концепции устройства мира, и заменить их реальными взглядами на мир, дать новое объяснение его строению. Это и сделал Коперник, который сначала лишь намеревался исправить систему Птолемея, а потом заменил её , развил науку о Вселенной. Коперник соединил астрономию с явлениями на нашей планете, Земля стала у него обычной планетой, а не центром мироздания . Коперник преодолел привычные взгляды на мир, это было не простым описанием небесных тел, он выступил против религиозных догм и отразил объективную реальность нашего мира. Своей теорией Коперник произвёл настоящий прорыв в изменении мировоззрения людей и сделал возможным развитие научной мысли в правильном направлении.
Эссе
Есть одна гениальная по своей многозначительности фраза Мухтара Ауэзова: «В Абае приоритетно превалирует восточное, а не западное» («Абайдың батысынан шығысы басым»). Нам же более знаком Абай как пропагандист сближения с западной цивилизацией. Ауэзов адресует нам еще одно важное замечание: «Он был всегда до самого последнего времени занят изучением древних трактатов восточных мудрецов». Абай в своих произведениях часто цитирует или прямо ссылается на ученых древности. Один из них – Дауани Гуламахи. Истинное имя средневекового мудреца Жалал-ад-дин Мухаммед ибн Асхад ад-Дауани. Его классические труды по философии, этике, логике, астрономии, алгебре, поэзии были хорошо известны Абаю Кунанбаеву.
Еще одна весьма существенная черта творчества Абая, которая намеренно ретушировалась в предшествовавшие годы, – его просвещенная религиозность. Мы зачастую не замечаем того, что до сих пор продолжаем смотреть на великого поэта с позиций атеиста. Были даже исследования, в которых некие псевдоученые «успешно» доказывали, что воззрения поэта глубже и прогрессивнее, чем некие установки ислама, и т. д.
Сейчас, когда существование Творца не отрицается последними достижениями науки, мы должны подойти к таким вопросам серьезнее. Ведь вера Абая естественна и глубоко осознанна, она пронизывает его поэзию, она направляет и наставляет, она реалистична и убедительна:
«Природа смертна, человек –
бессмертен,
Даже если он не может
повернуть время вспять.
Отделение друг от друга «я»
и «моего» –
Несведущие по неведению
назвали «смертью».
Вековая мудрость предков
Еще один стереотип, от которого нам следует отказаться, – это так называемая навязанная нам «младописьменность». Якобы некоторые народы, к числу которых причисляли и казахов, получили письменность совсем недавно, а грамотность – ее вообще от «красных советов» в подарок унаследовали. И были мы «устноговорящим и устнообщающимся» племенем с устным фольклором и устным литературным языком. Пока не научились писать. Сегодня мы знаем, что это полная чушь. Но научно это еще не обосновали и не показали в виде стройной концепции с выверенной системой аргументации.