1. крито-микенская цивилизация. назовите периоды (века) минойской и микенской цивилизаций, основные черты этих дворцовых культур и систему государственного в них. темные века (гомеровский период). назовите периоды (века) и основные черты этой эпохи. дайте характеристику гомеровского полиса.
2. архаическая греция. назовите хронологические рамки этого периода. что такое полис архаического времени и в чем его отличие от полиса гомеровского периода. что такое синойкизм. назовите основные изменения в социально-, культурной и политической жизни архаического полиса. назовите причины великой греческой колонизации.
3. полисное устройство. какие институты власти формируются в архаическом полисе. что такое агора, народное собрание, буле, дикастерий, кто такие пританы и архонты. назовите основные отличительные черты античной магистратуры (должностных лиц).
4. социально- устройство афин архаической эпохи. дайте определение аристократии и демоса. назовите главных законодателей афин. какова суть реформ солона и реформ клисфена. какое влияние реформы солона и клисфена оказали на развитие афин. что такое «остракизм».
5. что такое тирания и кто такие тираны. как складывались отношения тиранов с аристократией и демосом. какую роль тираны сыграли в политическом, социальном, и культурном развитии древнегреческих полисов.
6. афинская демократия: ее главные особенности. что в понимании эллинов значат понятия «свобода» и «равенство». назовите основные институты власти афин. какова роль и каковы полномочия афинского народного собрания. каково положение должностных лиц (магистратов) в афинах. судебная система афин: общая характеристика и особенности.
7. что такое античная форма собственности. что представляет собой полис в классическую эпоху. можно ли назвать полис городом-государством. какова традиционная система ценностей полиса. в чем отличие политической структуры полиса от социально-. кто такие метеки и каково их положение в полисе. каково положение рабов в древнегреческом полисе. какова разница в социально- интересах полиса и города (ответ на вопрос подготовить по материалам статьи г.а. «полис и город: к постановке проблемы»).
8. социально- устройство древнего рима царского периода и эпохи ранней республики. назовите, что такое трибы, курии и роды (gentes), кто такие патриции и плебеи (в чем особенность методов борьбы плебеев против патрициев), сенаторы и всадники, патроны и клиенты, что такое общественное поле (ager publicus). объясните, в чем суть реформ сервия туллия.
9. государственное устройство древнего рима царского периода и эпохи ранней республики. каковы полномочия царя в царский период рима. что такое сенат, какие у него были полномочия. каковы особенности народного собрания в древнем риме (в чем отличие куриатных комиций, центуриатных комиций и трибутных комиций). кто такие магистраты, что такое римские магистратуры. назовите основные функции консулов, преторов, цензоров, народных трибунов, эдилов и квесторов. назовите органы власти, избирающие должностных лиц, и иерархию магистратур.
10. римская familia. в чем особенность феномена римской фамилии. кто такой pater familias и какова его роль и власть в рамках своей фамилии. в чем особенность имущества фамилии, что относится к «манципируемым» вещам, и что относится к «неманципируемым» вещам. кто такие агнаты в римской фамилии. назовите основные этапы формирования римской фамилии как социально- ячейки государства, роль законов xii таблиц в ее формировании. назовите причины изменения фамилии в эпоху расцвета республики: каково отличие городской фамилии от сельской. какова разница в положении городских рабов и сельских, какие особенности в отношениях между господином и рабом-ремесленником и отпущенником .
43
Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом (нем. Deutsch-sowjetischer Nichtangriffspakt; также известен как пакт Молотова — Риббентропа) — межправительственное соглашение, подписанное 23 августа 1939 года главами ведомств по иностранным делам Германии и Советского Союза. Со стороны СССР договор был подписан наркомом по иностранным делам В. М. Молотовым, со стороны Германии — министром иностранных дел И. фон Риббентропом.
Стороны соглашения обязывались воздерживаться от нападения друг на друга и соблюдать нейтралитет в случае, если одна из них становилась объектом военных действий третьей стороны. Участники соглашения также отказывались от участия в группировке держав, «прямо или косвенно направленной против другой стороны» . Предусматривался взаимный обмен информацией о вопросах, затрагивающих интересы сторон.
К договору прилагался Секретный дополнительный протокол о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе на случай «территориально-политического переустройства» . Протокол предусматривал включение Латвии, Эстонии, Финляндии, Восточной Польши и Бессарабии в сферу интересов СССР, Литву и запад Польши — в сферу интересов Германии.
Договор был подписан после периода охлаждения политических и экономических советско-германских отношений, вызванного приходом А. Гитлера к власти, и вооружённых конфликтов, в которых СССР противостоял гитлеровской коалиции: Германии и Италии в Испании (см. : Гражданская война в Испании) , Японии на Дальнем Востоке (см. : Хасанские бои, Бои на Халхин-Голе) . Договор стал политической неожиданностью для третьих стран. Слухи о существовании дополнительных секретных договорённостей появились вскоре после подписания договора. Текст протокола был опубликован в 1948 г. по фотокопиям, и в 1993 г. — по вновь найденным подлинникам.
Честно говоря, древнегреческая школа мне мало, чем нравится. У нее очень много минусов. Например, девочки и мальчики из незнатных семей никогда не ходили в школу. Девочки вообще всегда были со своими мамами до тех пор, пока их не отдавали замуж или они вечно работали дома и в поле. Также мне не нравится древнегреческая школа из-за того, что мальчиков там били палками. Мне кажется это ужасным. Однако, мне нужно рассказать, что в древнегреческой школе мне нравится.
Например, то что мальчики начали ходить в школу, когда им было около 7 лет. До этого люди не хотели тратить школу на детей, которые с такой вероятностью могли умереть от дизентерии или малярии. Мальчики обычно ходили в школу примерно до 13 лет. Мне нравится эта черта древнегреческой школы, потому что мне кажется, что мы долгое время тратим в школе – целых 11 лет. Но тогда жизн была короче и в 13 лет дети считались уже довольно взрослыми.
Мне нравится, что древнегреческие школы были небольшими. У них был только один учитель и около десяти или двадцати мальчиков. Они встречались в маленьком арендованном магазинчике, а иногда просто под деревом снаружи. Там были деревянные скамейки и стул для учителя, но не было парт. В те дни люди думали, что только достойные взрослые должны иметь спинки своих стульев. Дети и бедняки сидели на деревянных стульях. Но мне нравится это, потому что так, в небольших группах, обучение происходит плодотворнее.
Мне нравится, что в древнегреческой школе мальчики учились читать и писать. Мальчики учились читать по папирусным свиткам или по более дешевым текстам, написанным на кусках дерева или на осколках керамики. Школьникам приходилось заучивать наизусть большие объемы Гомеровской "Илиады" и "Одиссеи". Они изучили немного астрономии, а также немного геометрии. Может быть, они научились пользоваться счетом. И от другого учителя, после школы, у них был спортивный тренер. Так, что дети имели развитое тело и дух.