1. М.Булгаков, «Торговый ренессанс», 1921 г
Как можно объяснить название рассказа?
Какие новые явления (по сравнению со временем политики «военного коммунизма» отметил М.Булгаков в 1921 г.?
С каких сфер началось движение страны в сторону «рынка»?
2. Михаил Осоргин, писатель и журналист, один из организаторов Всероссийского союза журналистов. (Из книги «Времена». Париж, 1955, с.180−185)
-Как автор оценивает культуру личности людей, занимавшихся следствиями в рамках борьбы с инакомыслием?
-Как следователи относились к работе с интеллигенцией?
-Как проходила работа с материалами дела?
«Допрашивали нас в нескольких комнатах несколько следователей. За исключением умного Решетова, все эти следователи были малограмотны, самоуверенны и ни о ком из нас не имели никакого представления; какой-то там товарищ Бердяев, да товарищ Кизеветтер, да Новиков Михаил... Вы чем занимались? — Был ректором университета. — Вы что же, писатель? А чего вы пишете? — А вы, говорите, философ? А чем же занимаетесь? — Самый до был образцом канцелярской и логики. Собственно допрашивать нас было не о чем — ни в чем мы не обвинялись. Я с Решетова: «Собственно, в чем мы обвиняемся?» — Он ответил: «Оставьте, товарищ, это не важно! Ни к чему задавать пустые во Другой следователь подвинул мне бумажку: — Вот распишитесь тут, что вам объявлено о задержании.— Нет! Этого я не подпишу. Мне сказал по телефону Решетов, что подушку можно не брать! — Да вы только подпишите, а там увидите, я вам дам другой документ. В другом документе сказано, что на основании моего до которого еще не было) я присужден к высылке за границу на три года. И статья какая-то Да какого до Вы еще не допрашивали! — Это, товарищ, потом, а то там мы не успеваем. Вам-то ведь все равно. Затем третий «документ», в котором кратко сказано, что в случае согласия уехать на свой счет, освобождается с обязательством покинуть пределы РСФСР в пятидневный срок; в противном случае содержится в Особом отделе до высылки этапным порядком.— Вы как хотите уехать? Добровольно и на свой счет? — Я вообще никак не хочу.— Он изумился.— Ну как же это не хотеть за границу! А я вам советую добровольно, а то сидеть придется долго. Спорить не приходится: согласился добровольно. Писали что-то еще. Все-таки в одной бумажке оказалось изложение нашей вины: «нежелание примириться и работать с советской властью».
3. Князь Сергей Трубецкой, русский философ и литератор (из книги «Минувшее»).
-С какими чувствами автор вспоминает о высылке?
«Но вот, наконец, наступил час погрузки на пароход. «Oberbürgermeister Hagen» стоял на Невской пристани. Таможенный досмотр (количество вещей было строго ограничено и мы должны были заранее дать на утверждение их список), потом — погрузка. Мы сели на пароход днем, но он должен был идти только на следующий день рано утром. Вместе с нами на пароход взошли и несколько чекистов. Я говорю про чекистов в форме, секретные агенты, конечно, тоже были... Наши паспорта нам на руки выданы не были, они остались у чекистов.
Неужели мы все же уедем и ничто нас не задержит? Неужели это не сон? — думалось мне...
Я утром и посмотрел на часы. Было уже на несколько часов позднее назначенного для отплытия времени, а наш пароход все стоял на том же месте...— Что случилось? — Оказывается, капитан все еще не может добиться от властей разрешения на отплытие. — Почему? — Неизвестно. — Опять волнительное ожидание... Наконец мы трогаемся, но паспортов нам не передали, и наши чекисты с парохода не сошли... Как? Почему? Ведь мы же не остановимся теперь нигде до Штеттина...
Вот вырисовывается Кронштадт и Толбухин Маяк. От нашего парохода на ходу отваливает лодка, в ней наши чекисты... Пароход ускоряет ход. <...>
Тяжелый камень сваливается с моего сердца — слава Богу! — мы едем... В то же время нет и легкого чувства радости, щемящая тоска охватывает меня. Я впиваюсь глазами в последний краешек родной земли. Безнадежное серое небо, серое море, серый профиль маяка. Даже чайки почему-то кажутся серыми. Грусть, тоска, безнадежность!.. Но это — Россия, страна наших отцов и дедов. Сердце сжимается... Неужели навеки?! Нет! нет! — отталкиваюсь от этой мысли, а душу гложет тяжелое сомнение. Я надеваю на себя маску бодрости — для других и, главное, быть может, для самого себя...»
1) г. трумэн 2) а. де гаспери 3) мао цзедун 4) ш. де голль 5) к. аденауэр 6) р. рейган 7) м. тэтчер 8) ф. миттеран 9) г. коль 10) с. берлускони 11) т. блэр 12) ж. ширак 13) а. гитлер 14) д. эйзенхауэр 15) и. ганди
16) б. муссолини 17) д. кеннеди
2. какое из перечисленных ниже высказываний может служить девизом прагматика:
1) главная цель – счастье всего человечества
2) главное – добиться конкретного, осязаемого результата
3) нет ничего дороже свободы
4) нельзя поступаться принципами
3. перечислите страны – агрессоры во ii мировой войне.
4. режим, который характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии:
1) демократический 2) тоталитарный 3) авторитарный
5. напишите развернутый ответ на тему: мировой кризис 1929-1932 гг.
для этого ответьте на вопросы:
- причины кризиса
- особенности кризиса
- в какой стране начался? с какого события?
- каковы его последствия?
- пути выхода из кризиса.
6. объясните термины времен «холодной войны».
1) железный занавес 3) движение неприсоединения 5) «большой скачок»
2) план маршалла 4) пацифизм
7. выберите из списка события ii мировой войны:
1) брусиловский прорыв 6) атомная бомбардировка хиросимы и нагасаки
2) операция «буря в пустыне» 7) наступление армии в восточной пруссии
3) сражение у атолла мидуэй 8) сталинградская битва
4) битва на р. сомме 9) крымская (ялтинская) конференция
5) подписание атлантической хартии 10) открытие второго фронта
8. напишите даты:
1) приход гитлера к власти 3) объединение германии
2) образование сэв 4) «пражская весна»
9. напиши события.
1) 23 августа 1939 г
2) 6 и 9 августа 1945 г.
3) 5 марта 1946 г.
подробнее - на -
1) г. трумэн 2) а. де гаспери 3) мао цзедун 4) ш. де голль 5) к. аденауэр 6) р. рейган 7) м. тэтчер 8) ф. миттеран 9) г. коль 10) с. берлускони 11) т. блэр 12) ж. ширак 13) а. гитлер 14) д. эйзенхауэр 15) и. ганди
16) б. муссолини 17) д. кеннеди
2. какое из перечисленных ниже высказываний может служить девизом прагматика:
1) главная цель – счастье всего человечества
2) главное – добиться конкретного, осязаемого результата
3) нет ничего дороже свободы
4) нельзя поступаться принципами
3. перечислите страны – агрессоры во ii мировой войне.
4. режим, который характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии:
1) демократический 2) тоталитарный 3) авторитарный
5. напишите развернутый ответ на тему: мировой кризис 1929-1932 гг.
для этого ответьте на вопросы:
- причины кризиса
- особенности кризиса
- в какой стране начался? с какого события?
- каковы его последствия?
- пути выхода из кризиса.
6. объясните термины времен «холодной войны».
1) железный занавес 3) движение неприсоединения 5) «большой скачок»
2) план маршалла 4) пацифизм
7. выберите из списка события ii мировой войны:
1) брусиловский прорыв 6) атомная бомбардировка хиросимы и нагасаки
2) операция «буря в пустыне» 7) наступление армии в восточной пруссии
3) сражение у атолла мидуэй 8) сталинградская битва
4) битва на р. сомме 9) крымская (ялтинская) конференция
5) подписание атлантической хартии 10) открытие второго фронта
8. напишите даты:
1) приход гитлера к власти 3) объединение германии
2) образование сэв 4) «пражская весна»
9. напиши события.
1) 23 августа 1939 г
2) 6 и 9 августа 1945 г.
3) 5 марта 1946 г.
итоговая контрольная работа по . зарубежные страны. 20 век.
ii вариант.
1. распределите имена политических деятелей по соответствующим странам.
1) д. ллойд джордж 2) а. де гаспери 3) мао цзедун 4) ш. де голль 5) к. аденауэр 6) р. рейган 7) м. тэтчер 8) д. неру 9) г. коль 10) с. берлускони 11) т. блэр 12) ж. ширак 13) г. геринг 14) б. клинтон 15) и. ганди
16) б. муссолини 17) д. кеннеди
2. какие из перечисленных ниже высказываний отражают расистские убеждения:
1) белый человек лучше негра
2) негр лучше китайца
3) все расы равны
4) негр лучше белого
5) китаец хуже японца
3. перечислите страны, вошедшие накануне i мировой войны в антанту.
4. режим, который основан на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и обеспечении граждан широким кругом прав и свобод:
1) демократический 2) тоталитарный 3) авторитарный
5. напишите развернутый ответ на тему: версальско – вашингтонская система международных отношений. для этого ответьте на вопросы:
- после каких событий сложилась версальско – вашингтонская система?
- во время работы каких конференций сложились основные положения системы?
- назовите известные вам мирные договоры, подписанные в ходе конференций. их условия.
- почему версальско – вашингтонская система оказалась непрочной?
6. объясните термины времен ii мировой войны.
1) странная война 3) ленд-лиз 5) блицкриг
2) план «барбаросса» 4) второй фронт
7. выберите из списка события «холодной войны»:
1) брусиловский прорыв 6) арабо – израильский конфликт
2) операция «буря в пустыне» 7) наступление армии в восточной пруссии
3) корейская война 8) сталинградская битва
4) битва на р. сомме 9) крымская (ялтинская) конференция
5) карибский кризис 10) визит хрущева в америку
8. напишите даты:
1) нападение германии на 3) капитуляция японии
2) образование нато 4) гражданская война в китае
9. напиши события.
1) 2 сентября 1945 г.
2) 1962 г.
3) 4-11 февраля 1945 г.