1. Наиболее интересные сведения о саках представляют сочинения: А) греческих историков
Б) арабских историков
В) египетских историков
Г) тюркских историков
Д) византийских послов
2. Персидские источники 1 тысячелетия до н.э. называют жителей казахской степи:
А) воинами
Б) саками
В) варварами
Г) азиатскими скифами
Д) победителями
3. Сакское общество состояли из 3-х групп:
А) воины, жрецы, общинники
Б) общинники, цари, воины
В) воины, жрецы, рабы
Г) вожди, цари, крестьяне
Д) беки, жрецы, цари
4. Большая часть казахской степи пригодна для занятия:
А) поливным земледелием
Б) огородничеством
В) собирательством
Г) кочевым скотоводством
Д) охотой
5. Место весеннего пастбища у кочевников называется:
А) кыстау
Б) жайляу
В) коктеу
Г) тебеневка
Д) жайляу
6. Древнейший праздник, появившийся 3000 лет назад у кочевников:
А) Пасха
Б) Рождество
В) Айт
Г) Наурыз
Д) Хиджра
7. С VIII века до н.э. в искусстве кочевых племен Казахстана формируется стиль украшений:
А) геометрический
Б) растительный
В) звериный
Г) смешанный
Д) аморфный
8. Саки тиграхауда — это:
А) Саки, охотящиеся на тигров;
B) Саки, живущие за морем;
C) Саки, носящие остроконечные шапки;
D) Саки, умеющие готовить напиток хаома.
E) Саки, живущие в горах
9. «Золотого человека» раскопал археолог, профессор:
А) К. Акишев
B) В. Зайберт
C) К. Алпысбаев
D) А. Маргулан
E) В. Грязнов
10. «Золотой человек» из Иссыкского кургана открыт археологами в:
A) 1969 году;
B) 1958 году;
C) 1974 году;
D) 1987 году;
E) 1946 году.
Голубой - в честь Пресвятой Богородицы
Красный - посвященный мученику (мученикам)
Зелёный - преподобному
Жёлтый - святителю
Однако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая.
Количество, форма и цвет куполов на храмахКоличество куполов на храмах символично:
1 - символизирует Единого Бога3 - Святую Троицу
и четыре евангелиста
7 - семь таинств Церкви
9 - по числу ангельских чинов
и двенадцать апостолов
33 - по числу лет земной жизни
Форма купола также имеет символический смысл.
Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру".
Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.
Цвет купола также важен в символике храма:
Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества
В 1480-1511 гг. Казахским ханством правил сын Керея – Бурундук, фактически вся власть находилась в руках сына Жаныбека - султана Касыма. Соперничество завершилось победой Касыма, Бурундук был изгнан из страны. Касым правил в 1511-1515 гг.
Касым стремился ослабить влияние феодальной знати, укрепляя свою личную власть. Всю свои действия он направил на расширение территории ханства.
В период правления хана Касыма Казахское ханство превратилось в экономически мощное и политически влиятельное государство. Мухаммед Хайдар Дулати писал что у Касыма подданных более миллионачеловек, а войско насчитывает 300 тысяч воинов.
С именем хана Касыма связано создание свода законов «Касым ханнын каска жолы» («Проторенный путь хана Касыма»).
Основные районы единой этнической территории казахов окончательно стали формироваться при хане Касыме. В начале XVI века хан Касым значительную часть огромной исконной территории казахов подчинил себе. Границы Казахского ханства простирались на северо-востоке – за озером Балхаш, на северо-западе - до реки Урал. Вследствие ослабления переживавшей кризис Ногайской Орды часть племен перешла под покровительство хана Касыма.
В начале правления хана Касыма политико-административным и торгово-экономическим центром являлся город Сыгнак. С вхождением в состав ханства города Туркестан он стал его столицей.
Тесные связи были установлены со среднеазиатскими ханствами, народами Поволжья, Сибирским ханством и Россией. Сохранились свидетельства о связях хана Касыма с русским царем Иваном III.Переселение хана Могулистана Саида в 1514 году в Восточный Туркестан после поражения от кыргызов создало благоприятные условия для усиления власти хана Касыма в Жетысу.
Главным направлением внешней политики хана Касыма в начале XVI века была борьба за присоединение к своему ханству присырдарьинских городов. Он беспрерывно вел войну с правителем Мавераннахра ханомШайбани и его потомками. Мухаммед Шайбани с целью ослабить Казахское ханство пытался прекратить торговые связи между странами. В 1501, 1505, 1506 годах хан Шайбани организовал грабительские походы на казахские земли.
В 1510 году хан Шайбани потерпел поражение под Сыгнаком от войск Касыма. После поражения Шайбанибольшинство городов в Туркестане перешло под власть казахов. Шайбани погиб в сражении с шахом ИранаИсмаилом под Мервом.
В период правления хана Касыма Казахское ханство как независимое государство стало известным всей Средней Азии и даже в Европе. XVI век был периодом бурного развития Казахского ханства. Расширилась его территория, увеличилось население, выросло международное влияние.