1.
Нашествие Батыя на Русь. Из летописи
В лето 1237. Зимою пришли из восточной стороны на Рязанскую землю лесом
безбожники татары и начали воевать Рязанскую землю и захватили ее до Пронска,
попленили Рязань всю и сожгли и князя их убили. Схваченных же одних рассекали,
других стрелами расстреливали, а иным назад руки связывали. Много же святых
церквей огню пре дали, монастырей и сел сожгли... потом пошли на Колом ну. В ту же
зиму. Пошел [князь] Всеволод сын Юрьев, внук Всеволода, против татар и сошлись
около Коломны, и была сеча великая, и убили у Всеволода воеводу Еремея Глебовича
и иных мужей много... и прибежал Всеволод во Владимир с малой дружиной, а татары
пошли к Москве. В ту же зиму взяли Москву татары и воеводу убили Филиппа Нанка,
[павшего] за правоверную христианскую веру, а князя Владимира Юрьевича схватили
руками, а людей от старца и до сущего младенца перебили, а город и церкви святые, и
монастыри все, и села сожгли и, захватив много имущества, отошли. В ту же зиму.
Выехал [князь] Юрий из Владимира с малой дружиной, оставив вместо себя сыновей
своих Всеволода и Мстислава, и пошел на Волгу с племянниками своими с Васильком,
и со Всеволодом, и с Владимиром и стал на [реке] Сити станом, ожидая к себе брата
своего Ярослава с полками и Святослава с дружиною своею.
ВО К ТЕКСТУ
1. Можно ли на основании приведённого отрывка увидеть главную причину
поражения русских войск в борьбе с Батыевым нашествием?
2.
Ледовое побоище. Из летописи
Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и,
приготовившись к бою, по шел против них. Войска сошлись на Чудском озере; было
тех и других большое множество. Был же тут с Александром и брат его Андрей со
множеством воинов отца своего, было у Александра множество храбрых, сильных и
крепких, все наполнились воинственным духом, и были у них сердца подобны
львиным. И сказали: «Княжне, ныне пришло время положить свои головы за тебя».
Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска.
И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся
копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от
очевидца, бывшего там. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как
по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду до Суболицкого
берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших
немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому
что была весна. А другие убежали тяжело раненными. Был же этот бой 5 апреля [1242
года]
ВО К 2УМ ТЕКСТАМ
1.Сравните описание Ледового побоища в тексте параграфа и в летописном отрывке.
Что нового вы узнали из документа?
2. Всё ли написанное летописцем вы принимаете на веру?
Со второй половины VIII века и до середины XI века Англия подвергалась яростным и многочисленным набегам норманнов, вначале из Норвегии, затем также из Дании. И норвежцы, и датчане были известны в Англии под именем даны. В 842 г. норманны сожгли Лондон, в 860 г. захватили все северо-восточное побережье Англии, в 871 г. повторно захватили Лондон, вынудив короля Альфреда Великого бежать на юг. Захваченная норманнами территория Восточной Англии подверглась сплошной датско-норвежской колонизации и в дальнейшем получила название полосы датского права или Денло (англ. Dane Law). В полосе Денло утвердились собственные правовая и административно-территориальная системы скандинавского происхождения, резко отличавшихся от применявшихся на остальной территории страны. Правовая специфика полосы Денло сохранялась на протяжении бо́льшей части Средневековья и принятию в англосаксонском обществе ряда скандинавских правовых институтов, в частности суда присяжных. Со временем пришельцы-норманны смешались с местным населением, приняли христианство и усвоили местный язык и обычаи.
Набеги норманнов тяжело отражались на положении англо-саксонских крестьян, чьи хозяйства часто дотла разорялись. Крестьяне были вынуждены платить специальный поземельный налог («датские деньги»), учреждённый Альфредом Великим, на борьбу с норманнами, и лично участвовать в строительстве оборонительных сооружений и в несении сторожевой и военной службы.
Альфреду Великому и его ближайшим преемникам удалось на некоторое время сдержать натиск норманнов и даже оттеснить их далеко к северо-востоку. Но в конце X века нашествие норманнов возобновилось с новой силой, на этот раз из Дании. Король Дании и Норвегии Свен Вилобородый в 1013 г. захватил Лондон и был провозглашен королём Англии. Низложенный король Этельред II бежал в Нормандию. Однако Свен в этом походе умер (1014 г.). Королём Англии был провозглашён младший сын Свена Кнуд I, участвовавший в походе. Титулы короля Дании и короля Норвегии унаследовал старший брат Кнуда Харальд II. Датское войско вернулось в Данию.
В том же 1014 году Этельред II, возвратившийся из изгнания, был восстановлен на престоле. Кнуд вынужден был бежать в Данию. Собрав и снарядив, при Харальда II, войско и флот, он в 1015 г. снова отправился в Англию и в октябре 1016 г. добился возвращения себе титула короля Англии. «Датские деньги» теперь были значительно увеличены и использовались королём для организации обороны Англии от других норманнов. Датская знать заняла ведущие позиции при дворе и получила много земель на юге Англии.
Со времен 5-й династии фараоны имели пять имен, каждое со своими собственными функциями: так называемые «имя Хора», «имя золотого Хора», «имя двух владычиц» (верхнеегипетской богини-грифа Нехбет и нижнеегипетской богини-змеи Уаджет), «имя царя Верхнего и Нижнего Египта», «имя сына Ра». Четвертое и пятое имена писали в картушах — удлиненных замкнутых овалах, символизировавших вселенную, обходимую солнцем, над которой властвует фараон. Именно картуши, окружавшие имена фараонов Франсуа Шампольону расшифровать древнеегипетские иероглифы: от них он смог оттолкнуться в поиске имен собственных, которые удалось прочесть благодаря тому, что они сохранились в документах, написанных на греческом языке.
Имена фараонов всегда имеют смысл: например, Рамсес означает «рожденный Ра», Аменхотеп «Амон доволен» и т. д. Существовала также специальная формула вежливости, непременно добавлявшаяся после всякого упоминания фараона: (да будет он) жив, невредим, здрав!» Сами имена фараона не произносились: его называли иносказательно: «он», «его величество», «Хор». Жизнь египетских фараонов была полностью подчинена ритуалам: мирское и священное были для владык Египта нераздельны, божественная и человеческая сущность сливались в них в единое целое. Вся жизнь фараона была строго регламентирована, и изменить что-либо в этом порядке фараон не мог даже по собственному желанию.
Фараон рассматривался в Древнем Египте как божественный властитель, получающий власть, находясь еще «в яйце». Он был вместилищем жизненной силы страны, совершал ритуалы, благодаря которым сменялись времена года и начинались разливы Нила, жизненно важные для Египта. Египетский фараон был гарантом миропорядка, победителем тьмы. Сияние царя было таким, что от него теряли сознание. С его смертью нарушалась мировая гармония — Египет не мог существовать без преемника божественной власти. Нового царя, увенчанного двойным венцом, символизировавшим объединение Верхнего и Нижнего Египта, встречали как светило.
Умерший царь подвергался мумификации, а затем его хоронили в роскошной гробнице, причем церемония погребения сопровождалась сложнейшими обрядами, о которых мы знаем благодаря изображениям, сохранившимся на стенах египетских гробниц, на саркофагах и в папирусных списках. Египетские фараоны, в сущности, не умирали: они покидали землю, восходя на свой горизонт и достигая неба, где сливались со своим создателем, следуя мировому закону. До самого конца своей истории Египет верил в идею божественной власти фараона, который никогда не был в Египте просто политическим правителем: царь всегда оставался главной осью египетского общества, обязанного ему не только своим процветанием, но даже самим фактом своего существования.