Среди городов XVI в. столица Русского централизованного государства Москва занимала особенно значительное место. В середине XVI в. в Москве насчитывалось до 100 тыс. жителей. О быстром росте территории Москвы свидетельствуют и воздвигнутые вокруг посада стены: так, стены Китай-города, построенные в 1534—1535 гг., охватывали площадь в 92 га, Белого города (сооружённого в 1585—1591 гг. по линии нынешнего Бульварного кольца) — 533 га, а Земляного города (выстроенного в 1591—1592 гг. по линии нынешнего Садового кольца) — уже 1878 га. Вся московская торговля первоначально сосредоточивалась в Китай-городе, где в середине XVI в. было не менее 26 торговых рядов. В конце XVI в. в Китай-городе были построены новые каменные торговые ряды. К концу века насчитывалось много лавок, торговавших съестными припасами в Белом городе. Москва являлась центром не только внутренней, но и внешней торговли. В Москву стекались, по свидетельству современника, «купцы иноязычные — турцы и армены и немцы и литва». В XVI в. в Москве были Английский торговый двор, Панский торговый двор для купцов, приезжающих из Литвы и Польши, и Армянский торговый двор для восточных купцов. Москва была крупным потребляющим центром, получавшим продукты питания, сырьё и ремесленные изделия как из ближайшей округи, так и из более отдалённых мест: хлеб шёл из Рязани и других южных районов, рыба с Волги, масло из Вологды, соль из железные изделия из Устюжны Железопольской, пушнина с Урала и из Сибири. Заграничные товары шли в Москву через Новгород Великий, Псков и Смоленск, позднее через Архангельск. Будучи крупным ремесленным центром, Москва снабжала своими изделиями также ряд рынков. Часть московских изделий вывозилась за границу. Укреплению экономического значения Москвы в XVI в и мероприятия правительства, которое практиковало принудительные «своды» в Москву ремесленников и торговых людей из других городов.
Формирование культуры единого Российского государства в 16 веке началось с экономических успехов в хозяйстве, с масштабного переселения людей на северо-восток и объединению земель в одно государство (за счет присоединения дополнительных территорий – Казани, Астрахани, Сибири).
Кроме того, формирование культуры единого государства прослеживается в становлении архитектуры, которая имела четкий стиль того времени. В этот период Кремль в Москве преобразовался, у него появилось больше стен и башен, а также соборов (собор Василия Блаженного в честь взятия Казани) и церквей внутри, и отдельно важно – в этот период была построена Грановитая палата.
В 16 веке культура единого государства имеет и развитую живопись, которая характеризуется фресками и все еще иконописью (потому что в 16 веке Россия все еще сильно религиозное государство). Живопись обязательно должна была быть красочной, пышной и торжественной – фресками и иконами украшали, в основном, храмы. Появилась отдельная новгородская школа живописи, которая характеризовалась строгостью и лаконичностью.
В 16 веке в России появилась литература, книги начали печататься. Все еще были летописи, повести, сказания, но главной идеей в них была «праведная, самая эффективная, самая великая деятельность царя». Отдельным царям и церковнослужителям (высшего чина) посвящались целые книги («Сказание о князях владимирских», «Истории о Казанском царстве», книги о деятельности Ивана Грозного и так далее). А в 1564 году была издана первая печатная книга – Апостол.
В середине XVI в. в Москве насчитывалось до 100 тыс. жителей. О быстром росте территории Москвы свидетельствуют и воздвигнутые вокруг посада стены: так, стены Китай-города, построенные в 1534—1535 гг., охватывали площадь в 92 га, Белого города (сооружённого в 1585—1591 гг. по линии нынешнего Бульварного кольца) — 533 га, а Земляного города (выстроенного в 1591—1592 гг. по линии нынешнего Садового кольца) — уже 1878 га.
Вся московская торговля первоначально сосредоточивалась в Китай-городе, где в середине XVI в. было не менее 26 торговых рядов. В конце XVI в. в Китай-городе были построены новые каменные торговые ряды. К концу века насчитывалось много лавок, торговавших съестными припасами в Белом городе.
Москва являлась центром не только внутренней, но и внешней торговли. В Москву стекались, по свидетельству современника, «купцы иноязычные — турцы и армены и немцы и литва». В XVI в. в Москве были Английский торговый двор, Панский торговый двор для купцов, приезжающих из Литвы и Польши, и Армянский торговый двор для восточных купцов.
Москва была крупным потребляющим центром, получавшим продукты питания, сырьё и ремесленные изделия как из ближайшей округи, так и из более отдалённых мест: хлеб шёл из Рязани и других южных районов, рыба с Волги, масло из Вологды, соль из железные изделия из Устюжны Железопольской, пушнина с Урала и из Сибири. Заграничные товары шли в Москву через Новгород Великий, Псков и Смоленск, позднее через Архангельск. Будучи крупным ремесленным центром, Москва снабжала своими изделиями также ряд рынков. Часть московских изделий вывозилась за границу.
Укреплению экономического значения Москвы в XVI в и мероприятия правительства, которое практиковало принудительные «своды» в Москву ремесленников и торговых людей из других городов.
Формирование культуры единого Российского государства в 16 веке началось с экономических успехов в хозяйстве, с масштабного переселения людей на северо-восток и объединению земель в одно государство (за счет присоединения дополнительных территорий – Казани, Астрахани, Сибири).
Кроме того, формирование культуры единого государства прослеживается в становлении архитектуры, которая имела четкий стиль того времени. В этот период Кремль в Москве преобразовался, у него появилось больше стен и башен, а также соборов (собор Василия Блаженного в честь взятия Казани) и церквей внутри, и отдельно важно – в этот период была построена Грановитая палата.
В 16 веке культура единого государства имеет и развитую живопись, которая характеризуется фресками и все еще иконописью (потому что в 16 веке Россия все еще сильно религиозное государство). Живопись обязательно должна была быть красочной, пышной и торжественной – фресками и иконами украшали, в основном, храмы. Появилась отдельная новгородская школа живописи, которая характеризовалась строгостью и лаконичностью.
В 16 веке в России появилась литература, книги начали печататься. Все еще были летописи, повести, сказания, но главной идеей в них была «праведная, самая эффективная, самая великая деятельность царя». Отдельным царям и церковнослужителям (высшего чина) посвящались целые книги («Сказание о князях владимирских», «Истории о Казанском царстве», книги о деятельности Ивана Грозного и так далее). А в 1564 году была издана первая печатная книга – Апостол.