1. Назовите столицу Чехии при Карле IV? 2. Почему жители Чехии выступали против католической церкви? 3. Чем известен Ян Гусс (подробно)? 4. Какое значение имело гуситское движение?
Византийская художественная система, появившаяся на Руси после принятия христианства, попала на благодатную почву. В период существования Киевской Руси началось строительство больших каменных храмов. Для этого сначала приглашались греческие мастера, но постепенно появились свои, русские мастера, которые и дали начало самобытной русской архитектуре. В результате возникла византийско-киевская художественная система. К середине XII в. в ней сформировался тип закомарного храма, как главного городского и монастырского собора. В строительстве стали использовать отличные от византийских прототипов решения: кроме "полосатой" кладки из плинфы, начали применять порядовую кладку из кирпича прямоугольной формы и кладку из тёсаного белого камня.
Однако эпоха Киевской Руси заканчивалась. Это был первый этап развития русского зодчества. В нём ещё сильны византийские традиции, но уже просматриваются пути эволюции архитектурной мысли русских мастеров.
В XII веке православие стало той верой, которая объединяла всю Русскую землю. Развитие Руси в виде отдельных княжеств, в составе единой Русской земли, не могло не отразиться на древнерусской архитектуре. Стремление князей к первенству находило зримое воплощение в формах и образах их дворцовых храмов. Строить огромные соборы времён Киевской Руси не было ни возможности, ни необходимости. В этот период развиваются новые типы храмов – городские, монастырские, дворцовые, посадские. В главных городских и монастырских соборах сохранялась византийская традиция, но уже в формах берущих начало в Великой Печерской церкви. К концу XII в. большие соборы с позакомарным покрытием, как художественная система, становятся традиционными. Поиск новых пластических форм идёт в небольших по размеру дворцовых и посадских храмах.
Архитектуру этого времени принято разделять на несколько школ. Основными из них были киевская, черниговская, галицко-волынская, полоцкая, смоленская, псковская, новгородская, владимиро-суздальская, рязанская. Конечно, их основой являлась общая византийско-киевская традиция, но в разных землях она приобретала свои особые черты.
Киевская архитектурная школа продолжала развивать традиции времён единого государства и стала, в некотором смысле, их хранителем. Поэтому в Киеве зодчие в основном занимались не поиском новых пластических решений, а совершенствованием уже созданного архитектурного облика русского православного храма. Типичным образцом киевской архитектуры этого периода является церковь Успения на Подоле ("Пирогоща"), построенная в 1135 году.
В других землях Древней Руси наибольшее распространение получают четырёхстолпные одноглавые церкви. Характерной чертой этих храмов является ярко выраженная центричность и вертикальность композиции. В них особенно заметно отличие древнерусского архитектурного стиля от византийских традиций. Спокойное чередование закомар киевских храмов сменяется динамичным трехлопастным завершением, приземистые византийские барабаны приобретают вытянутые пропорции, посводные купольные покрытия заменяются шлемовидными и луковичными главами, на смену греческому равноконечному надкупольному кресту постепенно приходит стройный восьмиконечный русский крест.
Попробуем проследить, как возникло и развивалось это новое художественное направление, которое, несмотря на местные различия, формирует единый для всей Руси новый образ православного храма.
Для того чтобы представить себе, какие декоративные и конструктивные решения разных архитектурных школ относятся к древнерусскому стилю, обозначим его основные элементы на модели гипотетического храма.
Суворов Александр Васильевич, великий полководец, прославленный отсутствием поражений на поле боя, был рожден в 1729 году в ноябре месяце. Его отец, Василий Суворов, работал сенатором при дворе Екатерины II. Несмотря на приличный статус при дворе, Василий Иванович был весьма жаден, поэтому не тратит деньги на образование сына, решая обучить юного Александра в домашних условиях. Сообщение о Суворове и ушакове Болезненному и слабому Александру было уготовано будущее гражданского служащего, но уже в детстве будущий полководец проявил интерес к военному делу. Александр был даже оформлен в гвардию, как было принято в дворянском сословии. Однако решающую роль в судьбе молодого Саши сыграл Абрам Ганнибал. По наставлению прадеда Пушкина, Александра направляют служить в Семеновский полк. К сожалению, служба Александра Суворова не была легкой. Офицера ему присвоили лишь в 25 лет, а когда ему дали чин полковника (1762 год), то в этом звании он «застрял» еще на долгие шесть лет. Во время воины с «Барской конфедерацией» (в 1769 году) Суворов был назначен командиром бригады, состоящей из нескольких полков. Эта война дала Александру Васильевич первый боевой опыт. Тогда же Суворов разработал новую тактику подготовки войск, которая себя полностью оправдала. В середине января 1770 года Александр Суворов был повышен по службе, получив звание генерал-майора. Сообщение о Суворове и ушакове В 1770 году Суворову вручают и орден Св. Анны, который стал первой наградой в плеяде будущих орденов. В турецкой (1768-1774) войне, благодаря таланту и грамотной тактике Суворова, была очень оперативно взята Туртукай, боевая крепость противника. К сожалению, в этой войне Александр Васильевич получил серьезное ранение в ногу. Суворов участвовал в Крестьянских войнах в 1774 году, а так же был командиром 6-й московской дивизии. В 1775 году Александр Васильевич взял отпуск по семейным обстоятельствам (умер его отец). Во время турецкой войны (1787-1792 гг.) под командованием Суворову был взят город Измаил. Имена эта победа была переломным моментом в этой войне. После смерти императрицы Екатерины, на престол пришел Петр I. Однако император решил внести новые реформы в военное дело, что очень не понравилось Суворову. В итоге Александр Васильевич решил вернуться в Колчанское. Свои последние дни Суворов доживал в Москве, где и скончался 6 мая 1880 года. Тело великого полководца было вынесено 12 мая в 9 утра, но гроб был таким большим, что не проходил в двери, отчего гроб вынесли через окно суворовские генералы. Полководец покоится в Благовещенской церкви. Официальных похорон Александра Суворова не было, но попрощаться с ним пришло многотысячная толпа людей. Где нравы без просвещения или просвещение без нравов, там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой.
Однако эпоха Киевской Руси заканчивалась. Это был первый этап развития русского зодчества. В нём ещё сильны византийские традиции, но уже просматриваются пути эволюции архитектурной мысли русских мастеров.
В XII веке православие стало той верой, которая объединяла всю Русскую землю. Развитие Руси в виде отдельных княжеств, в составе единой Русской земли, не могло не отразиться на древнерусской архитектуре. Стремление князей к первенству находило зримое воплощение в формах и образах их дворцовых храмов. Строить огромные соборы времён Киевской Руси не было ни возможности, ни необходимости. В этот период развиваются новые типы храмов – городские, монастырские, дворцовые, посадские. В главных городских и монастырских соборах сохранялась византийская традиция, но уже в формах берущих начало в Великой Печерской церкви. К концу XII в. большие соборы с позакомарным покрытием, как художественная система, становятся традиционными. Поиск новых пластических форм идёт в небольших по размеру дворцовых и посадских храмах.
Архитектуру этого времени принято разделять на несколько школ. Основными из них были киевская, черниговская, галицко-волынская, полоцкая, смоленская, псковская, новгородская, владимиро-суздальская, рязанская. Конечно, их основой являлась общая византийско-киевская традиция, но в разных землях она приобретала свои особые черты.
Киевская архитектурная школа продолжала развивать традиции времён единого государства и стала, в некотором смысле, их хранителем. Поэтому в Киеве зодчие в основном занимались не поиском новых пластических решений, а совершенствованием уже созданного архитектурного облика русского православного храма. Типичным образцом киевской архитектуры этого периода является церковь Успения на Подоле ("Пирогоща"), построенная в 1135 году.
В других землях Древней Руси наибольшее распространение получают четырёхстолпные одноглавые церкви. Характерной чертой этих храмов является ярко выраженная центричность и вертикальность композиции. В них особенно заметно отличие древнерусского архитектурного стиля от византийских традиций. Спокойное чередование закомар киевских храмов сменяется динамичным трехлопастным завершением, приземистые византийские барабаны приобретают вытянутые пропорции, посводные купольные покрытия заменяются шлемовидными и луковичными главами, на смену греческому равноконечному надкупольному кресту постепенно приходит стройный восьмиконечный русский крест.
Попробуем проследить, как возникло и развивалось это новое художественное направление, которое, несмотря на местные различия, формирует единый для всей Руси новый образ православного храма.
Для того чтобы представить себе, какие декоративные и конструктивные решения разных архитектурных школ относятся к древнерусскому стилю, обозначим его основные элементы на модели гипотетического храма.