1. Обострение социальных и политических противоречий в России на рубеже XV – XVII вв. привело к: а) опричнине
б) Медному бунту
в) Ливонской войне
г) Смуте
2. Заповедные лета – это…
а) годы, в которые был запрещен переход крестьян от одного помещика к другому
б) годы, в которые был разрешен переход крестьян от одного помещика к другому
в) срок сыска беглых крестьян
г) запрет дворянам покупать вотчины
3. Введение патриаршего церковного управления в Русском государстве произошло в:
а) 1584 г.
б) 1589 г.
в) 1591 г.
г) 1598 г.
4. Что относится к причинам Смуты?
а) династический кризис
б) церковный раскол
в) введение подушной подати
г) введение рекрутчины
5. Кого в период Смуты называли «тушинским вором»?
а) Лжедмитрия II
б) Василия Шуйского
в) Ивана Болотникова
г) Ивана Заруцкого
6. Какая дата связана с образованием Второго ополчения и освобождением Москвы в годы Смуты?
а) 1589 г.
б) 1612 г.
в) 1662 г.
г) 1701 г.
7. В годы Смуты переворот 1610 г. привел к власти:
а) правительство Семибоярщины
б) Бориса Годунова
в) Лжедмитрия I
г) Михаила Романова
8. В каком году в Москве вспыхнул Соляной бунт?
а) 1480 г.
б) 1648 г.
в) 1700 г.
г) 1762 г.
9. Какое событие произошло в 1654 г.?
а) издание Жалованной грамоты дворянству
б) присоединение к России Левобережной Украины
в) принятие «Соборного уложения»
г) подписание Ништадского мира со Швецией
10. В результате восстания в Москве в 1662 г. царь вынужден был:
а) отменить медные деньги
б) ликвидировать «белые слободы»
в) отменить рекрутчину
г) ввести подушную подать
11. Медный бунт, Соляной бунт, восстание С. Разина относятся к правлению
а) Михаила Федоровича
б) Алексея Михайловича
в) Федора Алексеевича
г) Софьи Алексеевны
12. Какое из названных литературных произведений было создано в XVII в.?
а) «Слово о полку Игореве»
б) «Задонщина»
в) «Житие протопопа Аввакума»
г) «Хождение за три моря»
13. Определите правильную последовательность:
а) Михаил Федорович, Лжедмитрий, Василий Шуйский, Алексей Михайлович
б) Василий Шуйский, Михаил Федорович, Лжедмитрий, Алексей Михайлович
в) Лжедмитрий, Василий Шуйский, Михаил Федорович, Алексей Михайлович
г) Василий Шуйский, Лжедмитрий, Михаил Федорович, Алексей Михайлович
14. В период бунташного века в России народным выступлением, имевшим ярко выраженную религиозную форму, являлся:
а) медный бунт
б) соляной бунт
в) восстание под руководством С. Разина
г) соловецкое восстание
Основные черты римской культуры периода республики
В отличие от Афин Рим не создал высокой культуры в период своего становления и процветания в качестве города-государства. Об этой эпохе его культурного развития мы знаем в основном лишь из сообщений позднейших авторов, рассматривавших своего родного города под неким определенным углом зрепия и стремившихся доказать, что Рим достиг господства сперва над Италией, а затем и над остальными подчиненными им странами благодаря исключительным моральным качествам своих граждан: мужеству, дисциплинированности, воздержанности, свободолюбию, высокому понятию о долге, уважению к божеским и человеческим законам, а главное — беззаветной преданности отечеству, ради которого граждане не щадили ни трудов, ни детей, ни жизни. Целая галерея иллюстрирующих этот идеал образов украшала раннюю римскую историю: основатель республики и первый консул Луций Юний Брут, осудивший на смерть своих сыновей, замешанных в заговоре в пользу изгнанного царя Тарквиния; Муций Сцевола, пробравшийся в лагерь осаждавшего Рим этрусского царя Порсены с целью его убить и, будучи пойманным, сжегший на костре руку в доказательство стойкости римлян, и др.
Объяснение:
После нашествия монголо-татар такие сильные княжества, как Черниговское, Галицко-Волынское, Смоленское, теряют независимость и входят в состав Литвы и Польши. Другими словами, перестает существовать политическая структура, для которой характерны самостоятельные княжества-земли. Вместе с ней исчезает и древнерусская народность.
В Северо-Восточной и Северо-Западной Руси складывается русская народность; на тех землях, которые вошли в состав Литвы и Польши, — украинская и белорусская; т.е. нашествие монголо-татар распаду ранне-средневековой этнической общности.
Одни исследователи утверждают, что иноземное вторжение дало толчок к созданию единого русского (Московского) государства, но в то же время оно задерживало культурное развитие Руси. Другая группа исследователей оценивает влияние вторжения монголо-татар на жизнь древнерусского общества как незначительное. Третьи придерживаются промежуточной позиции и расценивают образование единого государства — не благодаря, а вопреки Орде.
Значительное влияние нашествие оказало на экономику.
Во-первых, ордынские походы разоряли земли, наиболее сильный ущерб понесли города — из 74 были разорены 49. В упадок пришло ремесленное производство.
Во-вторых, завоевание привело к материальным потерям в виде ордынского «выхода» и других поборов.
Орда оказала влияние на политическую жизнь Руси. Она сеяла раздор между русскими землями, что вело к их ослаблению. Для этого даже формировались новые княжества, делились территории страны. После вторжения иноземцев Киев потерял статус столицы Руси. В плачевном состоянии оказались Черниговская и Смоленские земли, которые ранее играли видную роль. В итоге в XIV—XV вв. западные и южные русские княжества вошли в состав Великого княжества Литовского и Польши.
Происходили и структурные изменения. До нашествия монголо-татар феодальные отношения развивались от преобладания государственных форм к усилению вотчинных. После вторжения этот процесс замедляется. В XIV—XV вв. в Северо-Восточной Руси все еще продолжалось феодальное дробление. Но во второй половине XIV в. начинается объединение ее территорий около Москвы. В первое время после нашествия монголо-татар летописцы перестали интересоваться делами соседних княжеств, но после объединения их вокруг Москвы начали появляться своды, в которых описывалась история всей Руси с древних времен.
Из произведений XIII—XV вв. наиболее яркими являются «Повесть о гибели в Орде князя Михаила Тверского», «Житие Александра Невского», жизнеописание Сергия Радонежского и др. Среди русских художников того времени наиболее известны Феофан Грек, который расписал храмы Великого Новгорода, Москвы, Нижнего Новгорода; Андрей Рублев; Дионисий. Символом образования нового российского государства стало сооружение Московского Кремля. Его строительством занимались итальянские мастера. Были воздвигнуты новые мощные стены, Успенский собор, Грановитая палата, Архангельский, Благовещенский соборы и др