1. Охарактеризуйте значення діяльності Павла Полуботка.
2. Як ви думаєте, чому Полуботок і старшина так домагалися обрання гетьмана на
Україні? Свою думку аргументуйте.
3. Які особливості управління Гетьманщиною склалися після смерті Данила
Апостола? Чому російський уряд не дозволив обирати гетьмана на Україні?
4. Що було спільного і що було відмінного в політиці гетьманів Івана
Скоропадського, Павла Полуботка і Данила Апостола?
Открытие культуры долины Инда произошло сравнительно недавно (в 20-е годы XX века), и по разным причинам известна она значительно хуже, чем существовавшие одновременно Египетское и Шумеро-Аккадское государства. Однако можно утверждать, что для нее было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. Эти основные признаки и позволяют говорить о возникновении цивилизации, т. е. классового общества и государства.
Открытие городов III тысячелетия до н. э. в долине Инда было столь неожиданным, что в течение нескольких десятилетий в науке господствовало убеждение, будто культура принесена сюда в готовом виде извне (предположительно из Шумера). Лишь в последнее время в результате многолетних археологических раскопок начинает проясняться древнейшая история данного региона. На территории к западу от реки Инд уже в эпоху неолита, в VI (а возможно, и в VII) тысячелетии до н. э., население стало заниматься земледелием. К концу IV тысячелетия до ч. э. выделяется Несколько типов энеолитических земледельческих культур. Небольшие поселки с домами из сырцового кирпича располагались в долинах, орошаемых разливами мелких рек. Глиняные фигурки и роспись на керамике свидетельствуют о типичных культах плодородия—богини-матери и быка. Отдельные черты материальной культуры (форма и орнаментация сосудов, строительные приемы) позволяют проследить черты сходства и преемственности между городами Индской цивилизации и теми энеолитическими поселениями, которые частично предшествовали им, а частично с ними сосуществовали.
Ранние земледельческие культуры Северо-Западной Индии не были изолированы от близлежащих областей, и есть основания говорить о связях их даже с территорией далекого Элама. Важно подчеркнуть, однако, что, несмотря на любые возможные миграции населения или заимствование каких-либо достижений, возникновение городской цивилизации в долине Инда было подготовлено многовековым развитием самого этого региона.
Первыми были исследованы два наиболее крупных городских центра — Мохенлжо-Даро и Хараппа (по названию последнего и вся археологическая культура именуется иногда хараппской). Затем были открыты менее значительные—Чанху-Даро, Калйбанган. В последние годы раскопки ведутся преимущественно в периферийных районах. Особенно большой интерес представляет Лотхал — важный форпост южной зоны цивилизации, бывший, возможно, морским портом. В настоящее время известно уже несколько сот поселений Индской цивилизации на огромной площади, простирающейся на тысячу километров с севера на юг и на полторы тысячи километров с запада на восток. Она сохраняет все же условное наименование Индской, ибо основные ее центры находились в бассейне этой великой реки.
Такие города, как Мохенджо-Даро, Хараппа и Калибанган, имеют характерную двухчастную планировку. Часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от остального поселения. Эта так называемая цитадель, очевидно, была предназначена для общегородских построек — административных и религиозных. Крупное здание, обнаруженное в цитадели Мохенджо-Даро, исследователи считают храмом или дворцом правителя. Неподалеку от него находится бассейн, предназначавшийся для ритуальных омовений (и в настоящее время бассейны составляют существенную часть индуистских храмовых комплексов). В крытой аркаде вокруг бассейна, вероятно, находились жрецы, совершавшие религиозные обряды. В цитадели Хараппы найдено огромное зернохранилище. Имеется аналогичное сооружение и в Мохенджо-Даро.
Евразия - единый континент на две части свекта - Европа и Азия. Граница между ними всегда была условной и постоянно перемещалась. Реально же географических препятствий для контактов народов на этом пространстве никогда не существовало. Главные пути контактов, торговые, культурные, военные, пролегали по поясу степей от Дуная до Алтая и дальше на восток. На протяжении тысячелетий мы видим неоднократные миграции и броски населения с одного конца континента на другой. К числу таковых мы можем отнести контакт земледельческо-скотоводческой средиземноморской культуры с древнеевропейским охотничьим населением Севера (к северу от Альп и Дуная) ) Европы в 7 тыс. до н. э. , результатом которой стало появление родоначального индоевропейского языка, миграция протоарийского населения из этого древнеевропейского ядра в Причерноморье и дальше - на Балканы, в Малую Азию, на Алтай - 4 тыс. до н. э Эта миграция подготовила почву к сдедующей - в начале 2 тысячелетия, в эпоху бронзы. Активность степного и лесостепного населения Алтай-Урал-Поволжского региона отразилась на истории Египта, Месопотамии, Северной Индии, Китая - всех зон древнего поливного земледелия и городских цивилизаций. Упряжные кони, боевые колесницы, бронзовое оружие - аргументы тогдашней политики и двигатель тогдашней техники и культуры. Вопреки традиционному мнению европо-китае-центристов, не цивилизации пдвигали прогресс в "дикие степи" будущей России, а "дикари" оплодотворяли жизнь застойных цивилизаций.
Знакомыми путями новое обновление принесли затем скифы - 7 век до н. э. , сарматы - 2 в. до н. э. - 2 в. н. э. Истоки средневекового европейского и азиатского рыцарства восходят к сарматским катафрактариям: технически, мифологически, культурно. Величайшая засуха второго века подкосила Римскую империю и Империю Хань и спровоцировала Великое переселение народов. Которое и заложило фундамент современного мира, этнической ее географии. Пассионарные толчки на восточной окраине Великой степи вызвали тюркскую экспансию 6 - 10 веков и создание монголо-татарской державы в 13 веке. Здесь начинается история современной России. Так получилось, что одни события породили древнеславянский и древнетюркский этносы, на разных полюсах Великой степи, соединили их в 6 веке в державе Атиллы как союзников против общего противника, и в дальнейшем славяно-тюркские конгломераты и сплавы создали нашу общую Родину. Теория "ига" была создана врагами России с целью внести раскол в уникальное и недоступное пониманию европейцев этническое образование. Была сложная борьба за гегемонию в Евразии, и было сотрудничество в противостоянии общему врагу.