1. Отметьте причины перехода к нэпу:
а)окончание Гражданской войны
б)разочарование большевиков в перспективах мировой революции
в)резкое сокращение посевных площадей
г)выполнение программы политики «военного "коммунизма*
д)антоновщина
е)переход к следующей ступени программы построения социалистического общества
ж)сокращение промышленного производства в 7 раз
з)дискуссия о профсоюзах
и)деклассирование пролетариата
к)деурбанизация
л)блистательные результаты продразверстки
м)резкое падение производительности труда
н)рост влияния эсеровских и меньшевистских идей
о)голод и обнищание населения
п)Кронштадтский мятеж
р)махновщина
с)волнения и забастовки в городах
т)паралич транспорта
у)голод в Поволжье
ф)раскол внутри РКП(б) по во о дальнейших путях социалистического строительства
2.Основными чертами политики советской власти периода нэпа были:
а) введение натуральной продразверстки
б) введение продналога
в) введение денежной продразверстки
г) отмена декрета о полной национализации
д) создание концессий
е) введение принципов хозрасчета и самоокупаемости в промышленности
ж)массовые репрессии против буржуазных элементов города и деревни
з) усиление централизации управления экономикой
и)введение твердой денежной единицы, обеспеченной золотом
к)попытка привлечения иностранных капиталов
л)завершение национализации промышленных предприятий
м)свобода торговли
н)сохранение монополии внешней торговли
о)уравниловка в оплате труда
п)введение рынка рабочей силы
р)денационализация мелких и частично средних предприятий
с)переход к оплате труда в соответствии с его количеством и качеством
т)утрата большевистской партией положения правящей в стране
у)либерализация политического режима в стране
ф)нормализация отношений со странами Запада
х)введение всеобщей трудовой повинности
ц)государственный контроль за торговлей продуктами питания и товарами народного потребления
ч)гонения на меньшевиков и эсеров
ш)сохранение в руках государства «командных высот в экономике»
3. Предпосылками и причинами образования СССР были:
а)стремление большевиков расширить поле для социалистического строительства
б)традиционные хозяйственные связи между различными регионами страны
в)имперская модель модернизации страны
г)популярность идеи единой и неделимой России в национальных районах бывшей Российской империи
д)необходимость консолидации сил для отпора интервенции и контрреволюции
е)сложившийся за время Гражданской войны военный союз республик
ж)принадлежность власти в большинстве республик национальным компартиям, входившим в состав РКП(б)
4. Источниками финансирования сталинской модернизации были:
а)экспорт новых технологий
б) сверхприбыли, полученные за счет роста производительности труда и экономической рентабельности производства
в) «потребительский аскетизм» населения
г) сохраненный в неприкосновенности золотой запас Российской империи
д) доходы от экспорта зерна и продовольствия
е) доходы от экспорта продукции машиностроения
ж) доходы от экспорта сырья
з) доходы от экспорта продукции энергетической промышленности
и)доходы от экспорта художественных ценностей, драгоценных камней и металлов
к)инфляционный выпуск не обеспеченных золотом или товарами денег
л)доходы от торговли водкой
м)конфискованные накопления предпринимателей периода нэпа
5. Отметьте формы террора, применявшиеся в 30-е гг. в СССР:
а)уничтожение людей в газовых камерах
б)пытки при проведении следствия
в)концентрационные трудовые лагеря
г)концентрационные лагеря, специализировавшиеся на плановом уничтожении людей
д)самосуд
е)публичные казни
ж)расстрелы без приговора суда
з)массовые выселения в северные и восточные районы страны
и)ссылка
к)лишение гражданских прав
л)систематическое вынесение приговоров с длительными сроками заключения
м)чистки партии
н)раскулачивание
о)рас практики наложения наказания органами внесудебной расправы
п) высылка за границу
6. Система репрессивных органов включала в себя:
а)внесудебные органы для вынесения приговоров
б)ЦКВКП(б)
в)НКВД
г)ГУЛАГ
д)внутренние войска
е)Красную Армию
ж)военные трибуналы
з)комсомол
и)профсоюзы
Голос Ю.Б.Левитана
Сразу повсеместно были организованы митинги в связи с вероломным нападением фашистской Германии на Советский Союз.Среди собравшихся появились первые добровольцы, изъявившие желание тотчас отправиться на фронт. Уже 24 июня с Йошкар – Олинского железнодорожного вокзала отправляется первый эшелон на фронт. За четыре года войны республика отправила на фронт 131340 сыновей и дочерей. Война изменила прежний трудовой режим. Все трудности легли на плечи женщин, стариков и детей. Увеличивался рабочий день, вводились обязательные сверхурочные работы, отменялись отпуска. Положение тружеников было крайне тяжелым. Вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время».
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, многие вернулись с войны? ответы детей
Являясь глубоким тылом, Марийская республика, как и многие тыловые регионы, обеспечивала Красную Армию необходимым: оружием и боеприпасами, продуктами и одеждой, изделиями из древесины
-Ваша задача в ходе урока заполнить таблицу «Вклад жителей Марийского края в Победу». Рассмотрим вклад в Победу по четырем направлениям. Делим таблицу на четыре колонки:
Эвакуированные заводы Сельское хозяйство Лесная промышленность Вклад работников
культуры
Класс делится на три группы.
1-я группа работает по «Эвакуированным заводам»
2-я группа – по «Сельскому хозяйству»
3-я группа - по «Лесной промышленности»
4-я группа «Вклад работников культуры»
В течение 3-х минут ознакомитесь с архивным текстом, обсуждаете, а затем один из вас (спикер) изложит, т.е. расскажет нам, по своей теме. Также определитесь, кто будет заполнять таблицу у доски. (ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ СПИКЕРА один у доски заполняет, а остальные в тетради).
Алгоритм работы у вас на партах.
Пока дети работают слова учителя:
24 июня в газете «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Оно прозвучало как торжественная клятва, как набат:
«Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой…»
(звучит песня «Священная война»)
1-ая группа
- В сентябре 1941г. в Йошкар-Оле был создан пункт по эвакуации. За годы войны в Марийский край прибыло оборудование 27 промышленных предприятий из Москвы, Ленинграда (ныне Санкт-Петербург), Одессы, Киева и других городов. В Йошкар-Оле во второй половине 1941г. разместились три крупных предприятия: завод № 297, завод № 298, завод № 185. В кратчайшие сроки эти предприятия заканчивали монтаж оборудования и начинали давать продукцию для фронта.
Завод № 297 эвакуировался с Ленинградского и Московского оптических заводов, одесского завода «Кинап». Уже в августе 1941г. были запущены первые станки. С 1942 года предприятие стало выполнять и перевыполнять задания по выпуску военной продукции, увеличивая свое производство в десятки раз. Завод выпускал оптические прицелы для танков, артиллерии, винтовок. Сегодня это предприятие называется ОАО «Марийский машиностроительный завод» (ММЗ).
Завод № 298 был создан на базе эвакуированного оборудования Московского прожекторного завода. Производство развернулось с 1941 года, выпускались силовые и зарядные станции и агрегаты. С 1943 года завод выпускал низковольтную электротехническую аппаратуру и приборы для освещения «Луч». В советское время этот завод назывался заводом полупроводниковых приборов (ЗПП).
Завод № 185 начал свое производствона основе оборудования, эвакуированного с киевского завода «XIII лет Октября». Предприятие выпускало 45-ти мм осколочные артиллерийские снаряды, а с августа 1943г. снабжало фронт авиабомбами. Сейчас этот завод называется – «Торгмаш».
1. Советский Союз сыграл основную роль в освобождении стран Восточной Европы от фашизма. Несмотря на то, что Британия участвовала в войне с 1940 года, после вторжения немцев в Польшу, англичане воздерживались от сухопутных операций против немцев, ограничиваясь авианалетами на немецкие города и нечастыми морскими операциями. Основная тяжесть Второй Мировой легла на СССР, народ которого понес наибольшие людские потери (свыше 25 миллионов человек погибшими) и разрушения. И Британия, и США оказывали СССР колоссальную продовольствием, медикаментами и боеприпасами, однако основная и решающая роль в разгроме фашизма принадлежит СССР.
2. После разгрома войск генерала фон Паулюса под Сталинградом весной 1943 года в войне начался перелом, и немецкие войска начали отступление на Восточном фронте. В Красную Армию стали поступать новейшие образцы советского вооружения, в том числе танки и самолеты, по характеристикам даже превосходившие технику противника. Это значительно убыстрило ход войны, а также придало силы и дух советским войскам. Сопротивление немцев становилось все ожесточеннее, и они бросали в бой все свои оставшиеся силы, в том числе отряды Гестапо и СС, а также сформированные из подростков и детей отряды "ГитлерЮгенд". Исход войны окончательно был решен открытием США и Британией т.н. "второго фронта" в 1944 году.
3. Как было указано, и США, и Британия оказывали СССР немалую экономическую и военно-техническую поддержку. Однако обе страны были вовлечены в военные действия значительно в меньших масштабах, чем СССР. Тем не менее, роль их поддержки была очень значительной, особенно в первые три года войны. В 1944 году англо-американские войска начали вторжение со стороны Франции, чем ускорили сроки разгрома Германии.
4. На последнем этапе войны, в августе 1945го года, согласно ялтинским договоренностям, советские войска осуществляют разгром квантунской армии, составлявшей костяк японских вооруженных сил. Ядерная бомбардировка авиацией США японских городов Хиросима и Нагасаки, бывшая на деле демонстрацией силы всему миру, поставила точку во Второй Мировой войне.