Общественный строй. Особенностью общественного устройства Галицко-Волынского княжества являлось то, что там образовалась многочисленная группа боярства, в руках которой сосредоточились почти все земельные владения. Наиболее важную роль играли "мужи галицкие" - крупные вотчинники, которые уже в XII в. выступают против любых попыток ограничения их прав в пользу княжеской власти и растущих городов. Другую группу составляли служилые феодалы. Источниками их земельных владений были княжеские конфискованные и перераспределяемые князьями боярские земли, а также захваченные общинные земли. В подавляющем большинстве случаев они владели землей условно, пока служили. Служилые феодалы поставляли князю войско, состоявшее из зависимых от них крестьян. Это была опора галицких князей в борьбе с боярством. К феодальной верхушке принадлежала и крупная церковная знать в лице архиепископов, епископов, игуменов монастырей, которые владели обширными землями и крестьянами. Церковь и монастыри приобретали земельные владения за счет и дарений князей. Нередко они, подобно князьям и боярам, захватывали общинные земли, превращая крестьян в монастырских и церковных феодально-зависимых людей. Основную массу сельского населения в Галицко-Волынском княжестве составляли крестьяне (смерды). Рост крупного землевладения и формирование класса феодалов сопровождались установлением феодальной зависимости и появлением феодальной ренты. Такая категория, как холопы, почти исчезла. Холопство слилось с крестьянами, сидевшими на земле. В Галицко-Волынском княжестве насчитывалось свыше 80 городов. Самой многочисленной группой городского населения были ремесленники. В городах находились ювелирные, гончарные, кузнечные и другие мастерские, продукция которых шла не только на внутренний, но и на внешний рынок. Большие доходы приносила соляная торговля. Будучи средоточием ремесла и торговли, Галич получил известность и как культурный центр. Здесь была создана Галицко-Волычская летопись, другие письменные памятники Х11-Х111 вв. Государственный строй. Галицко-Волынское княжество дольше, чем многие другие русские земли, сохраняло единство, хотя власть в нем принадлежала крупному боярству. Власть же князей была непрочной. Достаточно сказать, что галицкое боярство распоряжалось даже княжеским столом - приглашало и смещало князей. История Галицко-Волынского княжества полна примерами, когда князья, потерявшие поддержку верхушки боярства, были вынуждены отправляться в изгнание. Для борьбы с князьями бояре приглашали поляков и венгров. Нескольких галицко-волынских князей бояре повесили. Бояре осуществляли свою власть с совета, куда входили крупнейшие землевладельцы, епископы и лица, занимавшие высшие государственные должности. Князь не имел права созвать совет по своему желанию, не мог издать ни одного акта без его согласия. Поскольку в состав совета входили бояре, занимавшие крупные административные должности, ему фактически подчинялся весь государственный аппарат управления.
Феодальный принцип был основан на иерархии феодалов, где вышестоящий феодал не вмешивался в дела подчинённых ему феодалов, обязанных ему военной службой, но свободно распоряжавшихся своей собственностью, в первую очередь землёй. В Европе было более 3 ступеней вассальной иерархии. То есть у вассала могли быть свои вассалы. А Руси 10-11 веков все князья были потомки одного рода. Прочие, не Рюриковичи, на власть претендовать не могли. Вся земля считалась общим достоянием этого рода, а ступеней иерархии было всего две: великий князь и прочие. Князья не сидели всю жизнь на одном княжении. По завещанию Ярослава был установлен принцип "лествичного восхождения", по которому старшие в роду переходили на освободившиеся после смерти княжеские престолы. Не сын наследовал отцу, а дядя, младший брат отца. Однако, за пятым братом шёл старший сын старшего брата. Имело значение не старшинство по возрасту, а старшинство происхождения. Было ещё ограничение. Князь не мог занять тот престол, который не занимал его отец, если был другой князь, чей отец сидел на даном престоле, даже если этот князь по счёту младше. Но потомков у сыновей Ярослава через сто лет оказалось так много, что система дала сбой. На всех не хватало княжеств, их начали делить. Появились князья, у которых отцы умерли раньше дедов, так и не заняв ни какого престола. Ну и наконец, некоторые князья просто пользовались правом сильного, не считаясь с законом. Таким образом, Русь 10-11 веков нельзя считать полноценно феодальной системой. Да и экономически торговый бизнес Рюриковичей мало был связан с основной деятельностью населения, подсечным земледелием, которое даже при жестоком налогообложении не могло прокормить правящую элиту. То есть князья торговали и рекетировали на пути с Балтики на Чёрное море, а народ снабжал их едой и, скорее всего, рабами для продажи на юге. В Европе феодалы получали значительную часть своих доходов от сельского хозяйства.
А Руси 10-11 веков все князья были потомки одного рода. Прочие, не Рюриковичи, на власть претендовать не могли. Вся земля считалась общим достоянием этого рода, а ступеней иерархии было всего две: великий князь и прочие. Князья не сидели всю жизнь на одном княжении. По завещанию Ярослава был установлен принцип "лествичного восхождения", по которому старшие в роду переходили на освободившиеся после смерти княжеские престолы. Не сын наследовал отцу, а дядя, младший брат отца. Однако, за пятым братом шёл старший сын старшего брата. Имело значение не старшинство по возрасту, а старшинство происхождения. Было ещё ограничение. Князь не мог занять тот престол, который не занимал его отец, если был другой князь, чей отец сидел на даном престоле, даже если этот князь по счёту младше. Но потомков у сыновей Ярослава через сто лет оказалось так много, что система дала сбой. На всех не хватало княжеств, их начали делить. Появились князья, у которых отцы умерли раньше дедов, так и не заняв ни какого престола. Ну и наконец, некоторые князья просто пользовались правом сильного, не считаясь с законом.
Таким образом, Русь 10-11 веков нельзя считать полноценно феодальной системой. Да и экономически торговый бизнес Рюриковичей мало был связан с основной деятельностью населения, подсечным земледелием, которое даже при жестоком налогообложении не могло прокормить правящую элиту. То есть князья торговали и рекетировали на пути с Балтики на Чёрное море, а народ снабжал их едой и, скорее всего, рабами для продажи на юге. В Европе феодалы получали значительную часть своих доходов от сельского хозяйства.