XVII столетие названо современниками "бунташным веком". Это время крупных социальных движений: двух мощных крестьянских восстаний, целого ряда восстаний городских, а также церковного выступления, переросшего в социальное движение.
ПРИЧИНЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ были разные. "Соляной бунт" был вызван недовольством политикой правительства Б. И. Морозова; городские восстания в Пскове и Новгороде случились вследствие резкого повышения цен на хлеб; "медный бунт" вызвал финансовый кризис, а Соловецкое восстание - реформа патриарха Никона. Кульминацией же народных выступлений стало восстание под предводительством С. Т. Разина. Ни одно из выступлений не закончилось победой. В ходе борьбы за окончательную централизацию государства против местного суверенитета и местных вольностей правительство жестоко подавляло любое проявление вольнодумства - в экономической ли, социальной или религиозной сфере оно проявлялось.
Вслед за изданием Уложения 1649 года усилилась тенденция к самораскрепощению крестьян - стихийно и принимавшее порой угрожающее размеры бегство их на окраины: в Заволжье, Сибирь, на юг, в места казачьих поселений, возникших еще в 16 веке и теперь ставших центрами концентрации наиболее активных слоев несвободного населения.
В 50 - 60-х годах XVII века неудачные опыты казны, война России с Речью Посполитой за воссоединение Украины с Россией, усугубили назревавшее недовольство.
Проницательные современники ясно видели существенные черты нового. “Бунташный век” - такою оценку давали они своему времени. В самом начале этого века страну потрясла первая Крестьянская война, достигшая наивысшего подъема в 1606 - 1607 гг. , когда во главе восставших - крестьян, холопов, городской бедноты - встал Иван Исаевич Болотников. С большим трудом и немалым напряжением сил феодалы подавили это массовое народное движение. Однако за ним последовали: выступление, возглавленное монастырским крестьянином Балашом; волнения в войсках под Смоленском; более 20 городских восстаний, прокатившихся в середине века по всей стране, начиная от Москвы (1648 г.) ; восстания в Новгороде и Пскове (1650 г.) ; “медный бунт” (1662 г.) , местом действия которого вновь становится столица, и, наконец, Крестьянская война Степана Разина.
(973-1058), арабский поэт. Знаток мусульманского права и богословия, философии, филологии, слепой ал-Маарри создает трактаты и стихи, принесшие ему славу глубокого и независимого мыслителя, тонко чувствующего боль и горе человека, яростно обличающего зло ханжества, корыстолюбия, насилия. Среди его произведений "Послание о прощении", поэтический сборник "Обязательность необязательного" и др.| АЛ-ФАРИД ИБН Ресурс проверен(1181–1234), арабский суфийский поэт. Тема страстной любви, в которой любящий теряет свое «я», пронизывает всю поэзию Ибн ал-Фарида. Наиболее известными циклами стихов, выражающих мистические искания Ибн ал-Фарида, являются "Винная касыда" и "Путь праведника" (или "Большая таийа").Коран с сурами. Разворот. Фото Ресурс проверенИллюстрационный материал к рассказу учителя ФЕТВА Ресурс проверенЗафиксированное мнение факиха, которое приравнивается к вердикту.ГАЗАЛИ, АБУ ХАМИД, АЛ- Ресурс проверен(1058/59–1111), мусульманский теолог, законовед, философ. Своими трудами ал-Газали утверждению направленного на нравственное совершенствование суфийского учения в качестве равноправного с каламом, рациональным богословием в рамках суннизма.АТ-ТИРМИЗИ Ресурс проверен(ум. между 932 и 938) – знаменитый суфийский мыслитель. Известен как автор трактата Печать святых, в котором рассуждал о смысле обрядов ислама, о различных категориях мистиков, о роли мусульманских святых.|ГУРИИ Ресурс проверенОбраз чернооких вечно юных дев связан с мусульманскими представлениями о рае. ИБН ТУФЕЙЛ, АБУ БАКР МУХАММАД ИБН АБД АЛ-МАЛИКРесурс проверен(лат. Абубацер) (нач. 12 в. – 1185), представитель магрибинской ветви «фалсафы» (арабоязычного перипатетизма), ученый, врач.Мекка, Медина Ресурс проверенФормирование представлений об архитектурных памятниках ислама ТАКИ АД-ДИН АХМАД ИБН ТАЙМИЙА Ресурс проверен(1263–1328) – сирийский теолог, правовед ханбалитского толка.БРАТЬЯ ЧИСТОТЫ Ресурс проверен Авторы распространенной в 10 в. в мусульманском мире "Посланий братьев чистоты и друзей верности" – состоявшей из 52 трактатов своеобразной энциклопедии, написаны членами тайного союза приверженцев исмаилизма.
ПРИЧИНЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ были разные.
"Соляной бунт" был вызван недовольством политикой правительства Б. И. Морозова; городские восстания в Пскове и Новгороде случились вследствие резкого повышения цен на хлеб; "медный бунт" вызвал финансовый кризис, а Соловецкое восстание - реформа патриарха Никона. Кульминацией же народных выступлений стало восстание под предводительством С. Т. Разина. Ни одно из выступлений не закончилось победой. В ходе борьбы за окончательную централизацию государства против местного суверенитета и местных вольностей правительство жестоко подавляло любое проявление вольнодумства - в экономической ли, социальной или религиозной сфере оно проявлялось.
Вслед за изданием Уложения 1649 года усилилась тенденция к самораскрепощению крестьян - стихийно и принимавшее порой угрожающее размеры бегство их на окраины: в Заволжье, Сибирь, на юг, в места казачьих поселений, возникших еще в 16 веке и теперь ставших центрами концентрации наиболее активных слоев несвободного населения.
В 50 - 60-х годах XVII века неудачные опыты казны, война России с Речью Посполитой за воссоединение Украины с Россией, усугубили назревавшее недовольство.
Проницательные современники ясно видели существенные черты нового. “Бунташный век” - такою оценку давали они своему времени. В самом начале этого века страну потрясла первая Крестьянская война, достигшая наивысшего подъема в 1606 - 1607 гг. , когда во главе восставших - крестьян, холопов, городской бедноты - встал Иван Исаевич Болотников. С большим трудом и немалым напряжением сил феодалы подавили это массовое народное движение. Однако за ним последовали: выступление, возглавленное монастырским крестьянином Балашом; волнения в войсках под Смоленском; более 20 городских восстаний, прокатившихся в середине века по всей стране, начиная от Москвы (1648 г.) ; восстания в Новгороде и Пскове (1650 г.) ; “медный бунт” (1662 г.) , местом действия которого вновь становится столица, и, наконец, Крестьянская война Степана Разина.