1
По законам Римской республики консулом мог быть избран:
а) каждый римлянин;
б) только богатый плебей;
в) только богатый патриций.
2
Оба консула имели право:
а) командовать армией поочередно;
б) командовать армией единолично;
в) не советоваться друг с другом, предлагая законы;
г) советоваться друг с другом, предлагая законы.
3
Членов Сената, сенаторов, избирали:
а) на определенный срок;
б) на неопределенный срок;
в) назначали пожизненно.
4
В Римскую армию набирали:
а) бедняков;
б) земледельцев;
в) патрициев;
г) рабов.
5
Сенат был обязан:
а) отчитываться перед консулами;
б) отчитываться перед Народным собранием;
в) ни перед кем не отчитывался и не нес ответственности за ошибочные решения.
6
Одной из причин Пунических войн между Римом и Карфагеном стало стремление римлян
завладеть:
а) Критом;
б) Карфагеном;
в) Сицилией;
г) Испанией.
7
Вскоре после начала Пунических войн римляне поняли, что им не удастся победить Карфаген
без создания:
а) бое пехоты;
б) военного флота;
в) катапульт;
г) осадных машин.
8
Ганнибал потерял половину своего войска, переправляясь через:
а) Гималаи;
б) Пиренеи;
в) Альпы;
г) Апеннины.
На суде покойный обращается к Осирису, а затем к каждому из 42 богов, оправдываясь в смертном грехе, которым тот или иной бог ведал. В этой же главе содержится текст оправдательной речи:
Слава тебе, бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобой в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчета перед лицом Благого. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил несправедливого относительно людей. Я не делал зла. Не делал того, что для богов мерзость. Я не убивал. Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов, не исторгал заупокойных даров у покойников. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей, не увеличивал весовых гирь, не подделывал стрелки весов. Я чист, я чист, я чист, я чист.
В этой же главе приводится речь, которая произносится при выходе из «чертога обоюдной правды» . Она интересна тем, что в ней покойный говорит:
…нет ко мне обвинения со стороны современного царя… Я явился к вам без греха, без порока, без зла, без свидетеля, против которого я бы сделал что-либо дурное…
Он, как на настоящем судебном процессе, доказывает что обвинение против него необоснованно, что нет свидетелей против него. Что особенно интересно, с этой речью он обращается к 42 богам, которых можно назвать присяжными, которых он «умилостивил тем, что им приятно»
Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком?
Египтяне верили, что душа человека после смерти попадает в "царство мёртвых". Распоряжается там бог Анубис, которого изображали с телом человека и черной головой шакала. Взяв умершего за руку, он вел его на суд Осириса, который восседал на троне. Умерший, стоя в белых одеждах, клялся: "Я не делал зла. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не крал. Я не лгал. Я не был причиной слёз. Я не поднимал руку на слабого. Я не завидовал. Я не сквернословил. Я не говорил дурного о царе. Я не пренебрегал богам. Я чист, я чист, я чист, я чист!"
Показания умершего записывал Бог Тот. Правдивость клятвы проверяли: сердце человека клали на одну чашу весов, а на другую - фигурку богини правды Маат. Равновесие означало, что умерший не солгал, значит он был добрым и праведным человеком.
Рядом с весами опиралось на передние лапы свирепое чудовище с телом льва и зубастой пастью крокодила. Оно готово было проглотить того, кто солгал и при жизни творил зло. А праведника пропускали на чудесные поля мёртвых.