до октябрьской революции уровень грамотности населения казахстана был крайне низким, с точки зрения знаний языка. но нельзя упускать из виду, что на территории дореволюционного казахстана господствовала арабская грамота. и обучение велось во всех населенных пунктах. так, в тургайской области доля грамотных в 1897 году составляла 4,5 % (7,5 % среди мужчин, 1,2 % среди женщин) [25]. при этом среди населения с родным языком доля грамотных составляла 16,6 % (25,7 % у мужчин и 6,9 % у женщин) , а у населения с родным «киргизским» (казахским) языком — 3,1 % (5,6 % у мужчин и 0,4 % у женщин) [26]. в 1918 году началась государственная компания по ликвидации неграмотности. к концу гражданской войны в казахстане было 2410 школ, где училось 144 тыс. человек (из них 21 % — казахи) . в 1925 году число школ возросло до 2713, а число учащихся — до 161 тыс. в 1930 году был декларирован переход к всеобщему обязательному начальному обучению, а в 1931 году было введено всеобщее обязательное семилетнее образование (в городской местности) . также велась ликвидация неграмотности среди взрослых. так, в 1921—1927 годах было обучено грамоте 200 тыс. чел. , а в 1930 году — 500 тыс. (уже на новом алфавите) . к 1935 году обучением был охвачен 91 % детей школьного возраста, однако лишь треть из них обучалась в семилетних и средних школах, а средних школ с казахским языком обучения не было вообще [27].
в 1928 году в алма-ате был открыт казахский государственный университет, в 1929 — зооветеринарный институт, в 1930 — сельскохозяйственный институт, в 1931 — медицинский институт, в 1934 — горно-металлургический институт. в том же году были открыты учительские институты в уральске, семипалатинске, актюбинске, петропавловске, чимкенте и кустанае, но все с обучением на языке [27].
в то же время, существенный урон был нанесён национальной культуре и интеллигенции из-за того, что в политических целях [10] была произведена замена арабского алфавита сначала на латинский (латинизация, 1929), а затем на кириллицу (кириллизация, 1940). это отлучило казахов ото всей изданной до 1929 года , как казахской (кунанбаев абай, дулатов миржакип, жумабаев магжан, ауэзов мухтар и др.) , так и общетюркской (аль-фараби, ахмед яссави, юсуф , махмуд кашгари и др. )
посредством обучения языку казахское население получило доступ почти ко всей культуре народа, а в пределах советской идеологии и к мировой культуре. но при этом происходила потеря национальной идентификации. политика русификации казахстана к тому, что многие советские казахи уже не знали родного языка. с 1954 по 1986 год было закрыто 546 школ с казахским языком обучения. в алма-ате в 1957 году осталась всего одна казахская школа № 12[28], а во всей казахской сср был только один вуз с преподаванием на казахском языке — казженпи, готовивший учительниц начальных классов для сельских школ.
и через 20 лет обретения независимости страны проблемы с родным языком не преодолены. даже кандидаты в президенты казахстана из числа советского поколения проваливают экзамен на знание казахского языка
Пётр был провозглашён царём в 1682году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689года. с юных лет проявлял интерес к наукам и заграничному образу жизни. пётр первым из царей совершил длительное путешествие в страны западной европы (1697—1698 годы) . по возвращении из них, в 1698, пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. одним из главных достижений петра стало решение поставленной в 16 веке : расширение территорий россии в регионе после победы в великой северной войне, что позволило ему принять в 1721 титул первого императора российской империи.
до октябрьской революции уровень грамотности населения казахстана был крайне низким, с точки зрения знаний языка. но нельзя упускать из виду, что на территории дореволюционного казахстана господствовала арабская грамота. и обучение велось во всех населенных пунктах. так, в тургайской области доля грамотных в 1897 году составляла 4,5 % (7,5 % среди мужчин, 1,2 % среди женщин) [25]. при этом среди населения с родным языком доля грамотных составляла 16,6 % (25,7 % у мужчин и 6,9 % у женщин) , а у населения с родным «киргизским» (казахским) языком — 3,1 % (5,6 % у мужчин и 0,4 % у женщин) [26]. в 1918 году началась государственная компания по ликвидации неграмотности. к концу гражданской войны в казахстане было 2410 школ, где училось 144 тыс. человек (из них 21 % — казахи) . в 1925 году число школ возросло до 2713, а число учащихся — до 161 тыс. в 1930 году был декларирован переход к всеобщему обязательному начальному обучению, а в 1931 году было введено всеобщее обязательное семилетнее образование (в городской местности) . также велась ликвидация неграмотности среди взрослых. так, в 1921—1927 годах было обучено грамоте 200 тыс. чел. , а в 1930 году — 500 тыс. (уже на новом алфавите) . к 1935 году обучением был охвачен 91 % детей школьного возраста, однако лишь треть из них обучалась в семилетних и средних школах, а средних школ с казахским языком обучения не было вообще [27].
в 1928 году в алма-ате был открыт казахский государственный университет, в 1929 — зооветеринарный институт, в 1930 — сельскохозяйственный институт, в 1931 — медицинский институт, в 1934 — горно-металлургический институт. в том же году были открыты учительские институты в уральске, семипалатинске, актюбинске, петропавловске, чимкенте и кустанае, но все с обучением на языке [27].
в то же время, существенный урон был нанесён национальной культуре и интеллигенции из-за того, что в политических целях [10] была произведена замена арабского алфавита сначала на латинский (латинизация, 1929), а затем на кириллицу (кириллизация, 1940). это отлучило казахов ото всей изданной до 1929 года , как казахской (кунанбаев абай, дулатов миржакип, жумабаев магжан, ауэзов мухтар и др.) , так и общетюркской (аль-фараби, ахмед яссави, юсуф , махмуд кашгари и др. )
посредством обучения языку казахское население получило доступ почти ко всей культуре народа, а в пределах советской идеологии и к мировой культуре. но при этом происходила потеря национальной идентификации. политика русификации казахстана к тому, что многие советские казахи уже не знали родного языка. с 1954 по 1986 год было закрыто 546 школ с казахским языком обучения. в алма-ате в 1957 году осталась всего одна казахская школа № 12[28], а во всей казахской сср был только один вуз с преподаванием на казахском языке — казженпи, готовивший учительниц начальных классов для сельских школ.
и через 20 лет обретения независимости страны проблемы с родным языком не преодолены. даже кандидаты в президенты казахстана из числа советского поколения проваливают экзамен на знание казахского языка