1. почему период второй половины 50-х — начала 60-х гг. называют «оттепелью» в духовной жизни ? 6. почему в начале 60-х гг. начался новый виток борьбы государства с религией? 7. в чем суть жилищной программы, осуществлявшейся н.с. хрущевым? 9. укажите, какие изменения произошли в системе образования в в 50—60-х гг. каковы были результаты этих изменений?
6. Реальную опасность для перспектив «коммунистического строительства» власть усматривала и в том, что, несмотря на провозглашенную цель «воспитания нового человека», в СССР не удавалось искоренить религиозное самосознание. Годы «оттепели» были ознаменованы новым оживлением антирелигиозной пропаганды и жестким административным давлением на Русскую православную церковь. Закрывались храмы и монастыри, ликвидировались приходы. На желавших получить религиозное образование молодых людей оказывался грубый нажим, церкви запретили заниматься какой бы то ни было благотворительной деятельностью, священники были обязаны вести учет крещений и венчаний. Сведения о посещении храмов и участии в церковных обрядах могли серьезно повредить продвижению по службе и закрыть дорогу ко многим сферам деятельности.
7. После XX съезда КПСС Хрущев начал настоящую «жилищную революцию». Массовое строительство жилья велось за счет использования стандартных проектов и дешевого строительного материала — «без архитектурных излишеств». Бесплатные квартиры получали от государства в порядке живой очереди, а в списки очередников заносились семьи, в которых на одного человека приходилось менее 4,5 м2 жилой площади. Повсюду возводились микрорайоны «хрущевок», построенные по образцу «первой ласточки» типового жилищного строительства — московских Черемушек. Развернулось строительство объектов соцкультбыта — школ, детских садов, поликлиник, центров бытовых услуг.
9. Для того чтобы «приблизить школу к производству», была начата реформа системы среднего образования. В декабре 1958 г. вместо полного 10-летнего и всеобщего обязательного 7-летнего образования было введено всеобщее обязательное 8-летнее. Для получения полного среднего образования можно было закончить профтехучилище (ПТУ) или техникум и получить рабочую специальность или учиться в вечерней (заочной) школе рабочей молодежи, совмещая работу и учебу. Однако качество обучения в этих учебных заведениях было, как правило, ниже, чем в средней школе. В обычных школах в старших классах вводилась обязательная производственная практика. Все эти меры оказались малоэффективными. Слабая материально-техническая обеспеченность таких инициатив и случайный набор предлагаемых в школе профессий не позволяли получить необходимой современному производству подготовки. После смещения Н.С. Хрущева в 1964 г. страна вернулась к системе обязательного 8-летнего и полного 10-летнего образования.