1) Предприятие, основанное на разделение труда и ручной технике:
А. мастерская Б. цех В. мануфактура Г. фабрика
2) Кто был избран новым царём на Земском соборе 1613г.:
А. Василий Шуйский Б.Михаил Фёдорович Романов
В. польский королевич Владислав Г. Алексей Михайлович Романов
3) В каком городе было создано Второе ополчение в период Смуты:
А. в Рязани Б. в Ярославле В. в Смоленске Г. в Нижнем Новгороде
4) Как называлось торгово-промышленное население городов в XVIIв.:
А. приказные люди Б. ясачные люди
В. посадские люди Г. приборные люди
5) Свод законов, принятый в правление Алексея Михайловича, получил название:
А. Судебник Б. Закон государства Российского
В. Русская правда Г. Соборное уложение
6) Прозвище «Тушинский вор» получил:
А. Иван Болотников Б. Василий Шуйский
В. Андрей Курбский Г. Лжедмитрий II
7) Желание поставить «священство выше царства» стало причиной конфликта между:
А. Российским государством и Речью Посполитой
Б. Никоном и Алексеем Михайловичем
В. Алексеем Михайловичем и Степаном Разиным
Г. Между Никоном и Аввакумом
8) Какое название получило восстание 1662 года в Москве
А.СмутаБ. Медный бунт
В. Поход за зипунами Г. Чумной бунт
9) Что явилось следствием реформ Никона:
А. введение троеперстного крестного знамения Б. закрытие монастырей
В. введение двоеперстного крестного знамения Г. появления иконостасов в церквях
10) Какие новые черты появляются в экономике России в 17 веке:
А. подсечное земледелие Б. натуральное хозяйство
В. мелкотоварное производство Г. ремесленное производство
11) Что из названного относится к причинам Смутного времени?
А. недовольство крестьян введением рекрутской повинности
Б. пресечение династии Рюриковичей
В. введение правила Юрьева дня
Г. реформы Избранной Рады
12) Что было причиной создания второго ополчения
А. приглашение на престол королевича Владислава
Б. ликвидация феодального угнетения
В. освобождение Москвы и территории России от иностранных захватчиков
Г. установление республиканского строя
13) В каком году произошло венчание на царство Ивана Грозного
А. 1549 Б. 1547 В. 1533 Г. 1538
ПРИРОДНЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Одна из актуальных проблем социальной философии — проблема взаимоотношения общества и природы.
Еще несколько десятилетий назад реальная взаимосвязь между ними чаше всего носила весьма односторонний характер. Человечество только брало у природы, активно эксплуатировало ее запасы, беспечно считая, что природные богатства безграничны и вечны. В лучшем случае эта взаимосвязь была поэтичной: человек наслаждался красотой природы, призывал к уважению и любви к ней. В целом же дальше эмоциональных призывов человечество не шло. Понимание того, что значит природа для существования и развития общества, сформировано не было. Сегодня проблема взаимоотношений общества и природы из чисто теоретической переросла в остро злободневную, от решения которой зависит будущее человечества.
Прежде чем рассматривать сложную проблему взаимосвязи общества и природы, тенденций в их взаимоотношениях, следует определить основные понятия. Среди массы различных подходов и определений природы одно из наиболее устоявшихся — понимание природы (в широком смысле слова) как всего окружающего нас мира во всем бесконечном многообразии его проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. В узком же смысле слова, а именно в соотношении с понятием «общество» , под «природой» понимают весь материальный мир, за исключением общества, как совокупность естественных условий его существования. Общество же как форма совместной жизнедеятельности людей является обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связано.
В философских воззрениях на саму природу, ее сущность можно выделить две крайние, противоположные точки зрения. Одна из них рассматривает природу лишь как хаос, царство слепых стихийных сил, случайности. Другая исходит из того, что в природе господствуют естественная необходимость и строгие закономерности.
Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природы определялась, главным образом, степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими, религиозными и иными воззрениями.
Первоначально при крайне примитивной материальной базе и силе общества природа совершенно справедливо оценивалась людьми как сила неизмеримо более значительная и совершенная. В античной философии природа рассматривается как мать-кормилица, как причина возникновения человека. Примерно то же мы наблюдаем и в воззрениях представителей материалистического направления того времени: человек — как совокупность атомов (Демокрит) .
Естественная гармония природы вызывала восхищение и желание во всем подражать ей. Человек и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было стремление жить в согласии с природой, познать ее, использовать последнюю в качестве объекта наблюдения. Более чем скромные материальные силы общества в античные времена не позволяли оценивать природу как непосредственную цель преобразовательной деятельности человека.
В Средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Поэтому природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенный бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. И речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира.
В эпоху Возрождения — период расцвета культуры и прежде всего искусства — взгляды на взаимоотношения природы и общества на короткий период становятся иными. Природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется разрушающей и порочной цивилизации. Раздаются призывы вернуться назад, к природе, к «золотому в
Аргументы за:
1) Святослав всю свою жизнь провел в военных походах, при этом он практически не уделял внимания внутренней политике, из-за чего киевляне выразили свой упрек князю: " Ты, князь, чужой земли ищешь, от своей же отрекся..."
2) Святослав вел в 970-971 гг. неудачную войну против Византии, поставив крест на предыдущих выгодных договорах Руси и Византии - 907, 911, 944 гг.
Аргументы против:
1) Святослав продолжил политику предыдущих князей по присоединению племен к Киеву. Так, в 960х годах князь захватил вятичей, а их земли стали частью Древнерусского государства (т.е. территория увеличилась).
2) Святослав ликвидировал военную угрозу со стороны других государств-противников. Так, князь успешно воевал с Хазарским каганатом и захватил его столицу Саркел; с Болгарией, Волжской Булгарией, ходил в поход на Северный Кавказ. Военная деятельность Святослава, безусловно, принесла пользу Руси как в военном плане, так и на международной арене (авторитет Руси значительно возрос)
Подробнее - на -