1. Проблемные во Что нужно было сделать для освобождения Руси от ордынского владычества?
- Какую роль сыграл Иван III в создании единого Русского государства?
- Как и почему изменился характер княжеской власти в Московском государстве?
- Почему не все новгородцы поддержали политику Борецких?
- Почему в битве не принял участие архиепископский полк? (Польско-Литовское государство - католическое; сближение с ним - измена православию)
- Какими методами укреплял Иван III свое господство в Новгороде?
- В чем смысл спора о титуловании великого князя "господин" или "государь"? Какие требования предъявил Иван III Новгороду в 1478 г.?
- Какую цель преследовала конфискация земельных владений новгородских бояр и их переселение под Москву?
- Какое значение имело присоединение новгородских земель для развития Русского государства?
- В чем состоит историческое значение "стояния на Угре"? (Ахмат не решился перейти реку и вступить в сражение. Его отступление означало обретение независимости Русским государством)
- Как отразилась победа Москвы над Ордой на внутренней ситуации в стране? (Укрепление авторитета великого князя)
- Подумайте, как свержение ордынского ига должно было повлиять на международное положение государства?
- Какие территории вошли в состав Московского государства при сыне Ивана III - Василии III? (проверка таблицы)
- С какой целью Иван III принял новый титул - Государь всея Руси? Какая внешнеполитическая программа провозглашалась принятием нового титула?
- Какое значение имел брак Ивана III с византийской царевной? (Великий князь - как наследник византийских императоров, верховный глава православного мира).
- Как изменился характер великокняжеской власти в Московском государстве? (приобретает деспотический характер; становится самодержавной - "государство все нам держать")
- Какие символы великокняжеской власти вы знаете? (шапка Мономаха, скипетр, держава)
- Каково происхождение герба Российского государства?
"Управление Российским государством" (- Каковы ее сильные и слабые стороны?).
Кормление - порядок содержания должностных лиц за счет местного населения.
- Что нужно было сделать для освобождения Руси от ордынского владычества?
- Что вы считаете главным достижением правления Ивана III?
- Какая информация на уроке вызвала наибольший интерес?
- Какие во вызвали затруднение?
Творческие задания (по выбору):
1) "Иван III - "Создатель российского государства". Изучите мнения историков, публицистов, писателей об Иване III, его правлении. Проанализируйте качества Ивана III как политика и государственного деятеля. С кем из известных государственных деятелей России и Европы можно его сравнить?
2) "Державный орел". Соберите информацию о различных версиях происхождения герба Российского государства, его символов.
Результаты исследований представьте в виде сообщения или презентации.
Відповідь:
Пояснення:
Внутрішня політика гетьмана Мазепи була безпосереднім продовженням політики Самойловича, але провадилася вона іншими темпами й подекуди іншими методами. Ця політика цілком виразно сприяла зростові козацької старшини, зміцненню її економічної бази й соціального становища й перетворенню її на зверхній стан Гетьманщини, а тим самим і на провідну верству в Козацько-Гетьманській державі.
Зовнішня політика. Завдяки дипломатичному хисту Мазепа зумів налагодити стосунки як з царівною Софією та фактичним керівником московського уряду кн. В. Голіциним, так і з їх наступником – царем Петром І, що врятувало Україну від можливих руйнацій після державного перевороту у Московській державі 1689 р.
Иконопись Во времена позднего Средневековья центром сосредоточения в России художников и ремесленников был Кремль, а точнее Оружейные палаты. Там трудились лучшие мастера архитектуры, живописи и других видов творчества. Несмотря на стремительное развитие искусства по всей Европе, живопись в России в 17 веке имела только один жанр - иконопись. Художники вынуждены были творить под неусыпным надзором церкви, которая всячески противилась любым нововведениям. Русская иконопись сформировалась под влиянием живописных традиций Византии и имела к тому времени четко сформировавшиеся каноны. Живопись, как и культура в России 17 века, была достаточно замкнутой в себе и развивалась очень медленно. Однако одно событие повлекло за собой полное реформирование иконописного жанра. При пожаре в 1547 года в Москве сгорело множество древних икон. Необходимо было восстанавливать утраченное. И в процессе главным камнем преткновения стал спор по поводу характера ликов святых. Мнения разделились, приверженцы старых традиций считали, что образы должны остаться символичными. В то время как художники более современных взглядов были за то, чтобы придать святым и мученикам большую реалистичность.
ВЗЯТО ИЗ ИНТЕРНЕТА!