1. Прочитайте текст и выполните задания. Начало первой буржуазно-демократической революции в России 1905 -1907 гг. дало толчок новому этапу развития рабочего движения в Казахстане. В эти годы произошли крупные выступления рабочих: на Успенском медном руднике в декабре 1905 г., здесь был создан Русско-киргизский союз, которым руководили П. Топорнин, А. Байчагиров. Забастовки рабочих происходили на медеплавильном заводе, в Карагандинских угольных копях, на ряде предприятий Уральска, Актюбинска, Верного, где рабочие требовали улучшения условий труда, повышения заработной платы, установления 8-ми часового рабочего дня. В эти годы создаются организации РСДРП, профессиональные союзы, наиболее крупным являлся профсоюз железнодорожников Оренбургско-Ташкентской железной дороги. Усиливается руководящая роль национальной интеллигенции в лице А. Букейханова, А. Байтурсынова, Б.Каратаева и других. На Семипалатинске съезде в феврале 1906 г. они выдвинули ряд требований: прекращение переселения в край, признание всех земель Казахстана собственностью коренного населения, свободы вероисповедания и равенства языков, развитие образования на родном языке.
В 1910 г. бастовали рабочие акционерного общества «Атбасарские медные рудники», угольщики Караганды, Экибастуза, Байконура, рабочие-железнодорожники, нефтяники Доссора и Эмбы.
С вступлением в 1914 г. России в Первую мировую войну, усиливается эксплуатация национальных окраин. В 1914 - 1915 гг. забастовкой рабочих были охвачены угольные копи Экибастуза, Байконура медные рудники, Оренбургско-Ташкентская железная дорога, промыслы и заводы.
На данной шкале отметь позицию соответствующую ситуации в Казахстане в начале ХХ века. Приведите три аргумента и три примера, подтверждающие вашу позицию.
1 аргумент:
1 пример:
2 аргумент:
2 пример:
3 аргумент:
3 пример:
Сведения вавилонян позволили грекам построить первую научную картину мира, заложить основы естествознания. Всё это не могло состояться без письменности.
Наука – это, прежде всего диалог, чтобы сделать свой шаг, учёный должен оттолкнуться от того, что сделали предшественники, подвергнуть критическому переосмыслению всё, в чём, казалось бы, нельзя сомневаться. Поэтому письменность – это возможность науки, а значит, и технологического прогресса.
Происхождение письменности на Руси, время её возникновения, её характер – одна из самых дискуссионных проблем истории. Долгое время господствующей была традиционная точка зрения, согласно которой письменность была принесена на Русь из Болгарии в связи с насильным принятием христианства в 988 году.
Объяснение:
Крещение Руси. Принятие христианства в качестве государственной религии в конце X в. киевским князем Владимиром Святославичем. Традиционная дата события – 988 год.
Причины принятия христианстваКрещение Руси, положившее начало становлению русской цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов:
1.1. Политические предпосылки. Владимир стремился укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с создания единого для всех племен пантеона языческих богов во главе с Полянским Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и освятить авторитет единоличной княжеской власти.
1.2. Международные факторы. Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, создавало условия для развития равноправных отношений, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относившихся к язычникам как к нелюдям. При этом следует учитывать, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г.
1.3. Социальные факторы. Нараставшая социальная неоднородность, а также менявшиеся духовные запросы элиты общества создавали условия для перехода к более сложной мировоззренческой системе.
1.4. Личные соображения Владимира. Существуют мнения, что Владимир задумался о духовном очищении, о деянии, которое могло бы прославить его. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагматических соображений. В качестве условия принятия Русью христианства Владимир выдвинул требование отдать ему в жены сестру византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно, укрепляло и княжескую власть. Кроме того, Владимир не мог не понимать, что христианизация не только уравняет русских с другими народами, но его самого – с христианскими монархами.
В общественной мысли России есть и другие трактовки причин принятия христианства. Некоторые исследователи, вслед за митрополитом Иларионом (середина XI в.), объясняли обращение Владимира «Божьим откровением», тем, что Бог просветил его душу. Советские историки считали, что новая религия отвечала классовым интересам феодалов, так как христианская проповедь смирения и послушания становилась эффективным идеологическим оружием эксплуатировать трудящиеся массы.