1. Прокоментуйте події (або явища), про які йдеться у фрагментах джерел. У чому
їхнє історичне значення?
11. «Сей здвиг скликали до Львова... обі центральні організації: Сокіл Батько і Український Січо
ВИЙ СОЮЗ, що поставили собі високу мету: вироблювати в народі фізичну справНІСТЬ І орган
заційну карність як силу народу... В історичній столиці краю наші Сокільські і сіЧОВІ організації
відбули перегляд СВОЇХ СИЛ, щоби в столітнім ювілею Шевченка зложити й від себе поклін без-
смертній пам'яті генія України. Величавий похід з прапорами перейшов ціле місто у взірцевім
ладі і бодрій поставі, а безліч народу вітала його грімкими окликами "славно"» (К. Левицький).
1.2. «...Гострішого й злободеннішого характеру набуло питання університетське. Ставши господа-
рями становища у Львівському університеті після того, як німецька мова мала поступитися
викладанню "місцевими мовами" (1871), ПОЛЯки ревно оберігали свою МОНОПОЛію на вищу
школу і не допускали українців до викладання в її стінах; вони всіляко перешкоджали збіль-
шенню числа українСЬКИХ кафедр і так само негативно поставились до ідеї Створення окремо-
го українського університету, коли з українського боку висунуто відповідний проект. Мотивом
було те найочевидніше – збереження значення польської культури, яка мала превалювати»
(М. Грушевський).
1.3. «Царат бачить в Галичині огнище українського життя, якого іскри перелетять на російську
Україну і спалять трухлявий будинок царату. Тому російське правительство посилає тисячі
Своїх Шпигунів у Галичину, для того Воно утворило там спеціальну партію москвофілів, які за
рублі ведуть царську й православну пропаганду і хочуть за рублі накинути нашому народові
ідею ототожнити українську націю з російською» (З відoзви соціал-демократичних партій Росії
та Австро-Угорщини, 1913 р.).
VIII-IX ғасырларда Византияны иконға қарсы күрес әлсіретті. Ол күрес халық бұқарасының шіркеу байлығына, дінбасыларының бұзылғандығына қарсы наразылығын білдірді. 843 жылы иконға табынушылық кайта қалпына келтірілді. Сөйтіп, иконға қарсы күрес нәтижесіз аяқталды.
VII ғасырдың аяғында Византия васислевстерінің қолында Юстиниан тұсындағы державаның үштен бірі ғана қалды. Осы кезде Византия құл иеленуші империядан феодалдық мемлекетке айнала бастады. Империядағы феодалдық қатынастар Х-ХІІ ғасырларда түпкілікті орнады
Дальнейшее развитие древнерусской дипломатии связано с именами Владимира Великого и Ярослава Мудрого, подкреплявших международные договоры династическими связями. Во время правления Владимира русско-византийские отношения, в связи с принятием Русью христианства восточного обряда, вышли на качественно новый уровень. Несколько раньше, в процессе поиска Владимиром подходящей религии для своего государства, Русь установила отношения и с Римом. История сохранила до наших дней имена нескольких киевских дипломатов этой эпохи — боярина Добрыни и его сына Константина Путяты, воеводы Вышаты, боярина Ивана Твориловича и ряда других.Согласно «Повести временных лет», первым дипломатическим визитом в истории Руси можно считать визит киевского князя Кия в столицу ВизантииЦарьград[1]. Однако личность самого Кия считается историками легендарной, что ставит факт вышеназванного визита под сомнение. Некоторые ученые считают, что в легенде о Кие отразились хорошо известные по византийским источникам походы «антов и склавинов» в VI в., которые сопровождались также дипломатическими контактами. Так, Юстиниан I отправил антам посольство, подтвердив согласие передать им крепость на левом берегу Дуная[2].
С конца ΙΧ века до нас дошли сведения о так называемых договорах «мира и любви» Руси с Византией, болгарами и др. Первый из договоров такого рода был заключен между Киевской Русью и Византией в 911 году вскоре после нападения на Константинополь, совершенного киевским князем Олегом около 907 г. Был заключен по инициативе Византии с целью предотвращения нападений со стороны киевских варягов в будущем[3]. Договор предоставлял подданным Киевской Руси весьма выгодные для них условия. В частности, русские купцы были освобождены от уплаты обычной 10-процентной таможенной пошлины на все товары, ввозимые и вывозимые из Золотого Рога[3]. Договор действовал вплоть до 944 г. когда киевский князь Игорь решил воспользоваться отсутствием императорского флота в Константинополе и попытался напасть на город с моря[4]. Попытка окончилась неудачей и следующий мирный договор от 944 г. был составлен на менее выгодных для Руси условиях, в частности была возвращена торговая пошлина в 10%[4].
В дальнейшем Киевская Русь заключала договоры с Византией в 971 и 1044 гг. Все они включали традиционные для того времени условия «мира и любви», определяли статус русских посольских и торговых миссий. Значительным этапом в русско-византийских отношениях стал договор князя Святослава с Византией, заключённый в 971 году, по которому стороны возвращались к отношениям, закреплённым в договорах 911 и 944 годов.
Кроме Византии, Древнерусское государство к X веку имело опыт дипломатических контактов с Хазарией, Волжской Болгарией, Дунайской Болгарией, Священной Римской Империей, а также печенегами и варягами.