1. Расположите в хро¬но¬ло¬ги¬че¬ской последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности .
1) «Хованщина»
2) Создание славяно-греко-латинской академии
3) «Вечный мир» с Польшей.
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ ГОД
А) «Вечный мир» с Польшей
Б) Начало правления Фёдора Алексеевича
В) Отстранение Софьи от власти
Г) Соборное уложение 1) 1676 г.
2) 1649 г.
3) 1682 г
4) 1685 г.
5) 1686 г.
6) 1689 г.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям и явлениям истории России второй половины XVII в.
1) парсуна 2) старообрядцы 3) баскаки
4) «нарышкинское барокко» 5) опричнина 6) полки «нового строя».
4. Запишите термин, о котором идёт речь.
– вооружённая огнестрельным оружием пехота, созданная в XVI в. и набираемая из городских слоёв (посадского населения). несли службу за жалованье и за освобождение от торговых пошлин, занимаясь торговлей и ремеслом в свободное от службы время. В XVII в. охраняли царскую резиденцию, царя. В конце XVII в. не раз бунтовали и как род войск были ликвидированы при Петре I.
5. Установите соответствие между именами исторических личностей и родом их деятельности. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ СОБЫТИЯ
А) Симон Ушаков
Б) В.Голицын
В) С.Полоцкий
Г) А. Ордин-Нащокин 1) украинский гетман
2) художник XVII века
3) государственный деятель, дипломат наставник царских детей
5) полководец,фаворит Софьи Алексеевны
6. Какие три черты из перечисленных ниже характеризовали вторую половину XVII века? Соответствующие цифры и запишите их в ответ.
1) церковный раскол 2) начало деятельности Земских соборов
3) обмирщение культуры 4) «хованщина»
5) раздел Речи Посполитой 6) создание коллегий
7. В 1682 г. в Москве вспыхнул Стрелецкий бунт. Укажите причины бунта и любые три итога (последствия) этого восстания.
8. Высказывается следующая оценка развития России в XVII в. до начала реформ Петра I:
«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.
Аргументы в подтверждение:
1)
2)
Аргументы в опровержение:
1)
2)
9. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Развитие культуры в XVII в». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с развитием культуры в XVII .
10. Назовите наиболее значительные на ваш взгляд исторические фигуры XVII века(не менее 3-х). Обоснуйте свой выбор
В интересах оснащения армии новыми видами вооружений бурными темпами развивалась авиационная наука и техника. В апреле 1946 г. стартовали реактивные истребители Як‑15 и МиГ‑1. Новые типы самолетов и авиационных двигателей разрабатывали А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, О. К. Антонов, А. И. Микоян и др.
В 1946 г. вошла в строй в Москве первая ультракоротковолновая радиостанция.
В 1951 г. под руководством академика С. А. Лебедева была смонтирована первая советская ЭВМ.
Значительные успехи были достигнуты в развитии математики, механики, физики, астрономии, некоторых отраслей химии.
Архитектура, живопись.
Одной из главных задач советских архитекторов после окончания войны было восстановление разрушенных городов и сел. В ноябре 1945 г. было принято постановление о восстановлении 15 крупных старых русских городов — Смоленска, Курска, Орла, Ростова-на-Дону, Вязьмы, Новороссийска, Пскова, Новгорода, Севастополя, Воронежа, Великих Лук, Калинина, Брянска, Краснодара и Мурманска. Были восстановлены сотни других советских городов, заново построены десятки тысяч сел и деревень. Размеры жилищного строительства (только за годы четвертой пятилетки было введено в строй свыше 100 млн кв. м жилья) были беспрецедентными. Начали реализовываться генеральные планы восстановления и развития Москвы (готовившейся к своему 800-летию) , Ленинграда, Киева, Минска, Сталинграда и других городов. Архитекторы К. С. Алабян, Н. В. Баранов, А. В. Власов, В. А. Король, А. Г. Мордвинов и др. предлагали новые архитектурные решения. В частности, в Москве стали возводиться первые высотные здания, изменившие лицо города. Началось строительство новой очереди московского метро, превзошедшей по своему великолепию сооружения предвоенной поры.
Постепенно восстанавливались и разрушенные войной известнейшие памятники культуры — Петродворец, Ясная Поляна, Михайловское, музей П. И. Чайковского в Клину, репинские Пенаты и др.
В живописи основными темами становились мирный труд, новым картинам были присущи жизнеутверждающие мотивы («Хлеб» Т. Н. Яблонской, «Киргизская колхозная сюита» С. А. Чуйкова и др.) . В то же время тема «гениального вождя всех времен и народов» — Сталина — еще шире, чем прежде, была представлена во всех жанрах искусства
Образование.
Возрождение разрушенной войной образовательной системы. Начиналось оно со строительства школ. Только в 1946—1950 гг. было возведено 18 538 школьных зданий. В 1950/51 учебном году в 222 тыс. общеобразовательных школ страны обучалось около 35 млн. детей. Неуклонно росли расходы на науку и образование. Уже в 1946 г. они выросли в сравнении с предыдущим годом более чем в 2,5 раза. Была начата реализация прерванной войной программы всеобщего 7-летнего образования.
Восстановления требовали новых специалистов высшей квалификации.
В вузах было подготовлено 652 тыс. инженеров, учителей, врачей, агрономов и других специалистов, а средние специальные учебные заведения выпустили за это время 1278 тыс. человек.