1. Расставьте события по порядку.
• •
1. 1 «Соляной» бунт в Москве
1. 2 Создание первого ополчения
1. 3 Церковный раскол
1. 4 Избрание Михаила Романова царём
ответ:
2. В каждом ряду даны даты. Объясните логическую связь между этими датами.
1. 1597, 1607, 1637, 1641, 1649 -
2. 1603, 1606-1607, 1667-1671 -
3. 1605-1606, 1607-1610 –
3.Словарь эпохи. Определите, о каком понятии идёт речь.
1. Совещательный орган при царе
2. Система, при которой представители власти на местах не получали жалованья из казны, а должны были содержаться местным населением
3. Войско, собранное из добровольцев, непрофессиональных воинов
4. Особый порядок назначения на должность в Русском государстве, при котором учитывались происхождение и заслуги предков
5. Земля, выдаваемая при условии несения государственной службы. В отличие от вотчины, не передавалась по наследству
6. Сборник законов, определяющий основные виды преступлений и наказаний
7. Собрание представителей различных сословных групп и государственных институтов, созывавшееся для решения наиболее важных государственных во Найди 4 ошибки.
В середине XVII века в России назрела необходимость проведения реформы Церкви. Начало её осуществления связано с именем митрополита Макария. Основные мероприятия реформы включали в себя исправление церковных книг по древнерусским текстам. Следствием этой реформы стал раскол в русском обществе, т.к. значительная часть населения не приняла эти нововведения. Церковные деятели пытались повлиять на старообрядцев. Особенно ярко призывал к поддержке новшеств Аввакум Петров. Государственные власти не вмешивались в дела Церкви
И у нас в семье было решено ехать в Сибирь, но не сразу, а сначала кому–нибудь ехать ходоком, найти место, приписаться, а потом уже переезжать. Выбор ехать ходоком выпал на меня. Собрали в семье 25 рублей мне на дорогу, и я 20 – летним парнем, вместе с соседями, отправился в дальнюю неведомую дорогу…»
 Черный столб из базальта с текстом «Законов» был найден в 1901—1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба
была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с «Законами» во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись. В верхней части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи, молящийся «судье богов», покровителю справедливости и солнечному богу Шамашу, который вручает ему законы. Вся остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом, состоящим из трех частей: введения, собственно законов и заключения. Непрерывно записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были стерты, а 247 сохранились. Недостающие статьи частично восстанавливаются по фрагментам копий «Законов», записанных на глиняных табличках, которые были обнаружены в тех же Сузах и других местах, особенно в знаменитой Ниневийской библиотеке Ашшурбанипала. Для работы с «Законами» необходимо составить себе предварительное представление об эпохе Хаммурапи — так называемом Старовавилонском периоде (кон. XX — нач. XVI вв. до н.э.). В XXI в. до н.э. на централизованное общемесопотамское «царство Шумера и Аккада» обрушились кочевники-амореи, обитавшие ранее в Сирийской степи. В итоге бурных политических событий изменились и политические системы, и общественно-экономический строй древней Месопотамии, а сама она к концу XIX в. оказалась разделена между несколькими крупными царствами с аморейскими (в Эшнунне — аккадской) династиями во главе. Это были: верхнемесопотамская держава Шамшиадада I1, Вавилонское царство2, царство Эшнунны на Дияле и царство Ларсы на юге Нижней Месопотамии, от которых зависел ряд более мелких политических образований. После распада первого из этих государств на среднеевфратское царство Мари и верхнемесопотамско-среднетигрское государство Субарту3 (ок.1780) гегемонию над всей Месопотамией на несколько лет захватывают эламиты (ок.1770). Этой обстановкой воспользовался Хаммурапи, царь Вавилона (1792-1750)4 — незаурядный государственный деятель и удачливый военный организатор, глубоко и искренне уверовавший в свою провиденциальную миссию — объединить Месопотамию. В 1764 он, в союзе с Мари, поднял мятеж против эламской гегемонии и начал войну со всеми остальными государствами Месопотамии, их общим покровителем — Эламом и вассалами последнего в горах Загроса. При этом он открыто провозгласил восстановление общемесопотамской державы «Шумера и Аккада», некогда уничтоженной кочевниками. Около 1755 война завершилась полным триумфом Хаммурапи, объединившего всю Месопотамию (где он по ходу дела подчинил, а затем и уничтожил союзное Мари) и даже западный Элам с общеэламской столицей Сузами5. «Законы» были в окончательной редакции изданы только после этой победы, как своего рода итог всей государственной деятельности Хаммурапи. Этот царь ставил себе в заслугу прежде всего водворение справедливого порядка в созданной им империи6, а саму свою победу (в самом деле небывалую) рассматривал как явный божественный мандат на устроение такого порядка7. «Законы» принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, на долгое время послужили основой вавилонского права8 и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э. Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны9 (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже. Язык «Законов» — классический вавилонский диалект аккадского. Введение и заключение составлены в ритмической форме. Для удобства читателя большинство добавлений, с уверенностью восстанавливаемых по смыслу, прямо включено в текст. Перевод Якобсона В.А. (Хрестоматия по истории древнего Востока. 1. М.1980. С.152-177) в частичной обработке Немировского А.А. Комментарий Немировского А.А. ЛИТЕРАТУРА: Волков И.М. Законы вавилонского царя Хаммураби. М., 1914; Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // Вестник древней истории. 3. 1952. С.225-303; История древнего Востока. 1/1. М., 1983; Klengel H. Hammurapi von Babylon und seine Zeit. B., 1978; Driver G., Miles J.C. The Babylonian laws. 1-2. Oxford, 1955-1956.