1. Роздивіться ілюстрацію. Чим зайняті зоб- ражені на малюнку люди? 2. Доведіть, що
вні слов'яни обожнювали сили природи. 3. Чи вті-
но в малюнку-реконструкції ті риси духовного жит-
слов'ян, про які повідомляє візантійський історик
ст. Прокопій Кесарійський: «...Одного бога, що
дсилає блискавку, визнають єдиним володарем
кі жертвують йому... Шанують вони річки, німф
які інші божества»?
ответ: 1.
Рюрик-варяг,призванный княжить на Руси. 862-879 годы правления.
Аскольд и Дир- варяги, прибывшие на Русь вместе с Рюриком,правители Киева. В 882 г. убиты Олегом (Вещим).
Олег(879-912)-Русский князь, который в 882 г. объединил Киев и Новгород, в 907 г. совершил 1 поход на Византию, в 911 г. 2 поход на Византию. Заключение выгодных условий торгового договора.
Игорь(912-945)- 941 г. неудачный поход на Византию, 944 г. менее выгодный договор для Руси. В 945 г. его убили древляне.
2.
Затрудняюсь ответить.
ответ:
форму общественных отношений славян в vii—viii вв. можно определить как военную демократию. ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).
правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. наличие соседской общины («верви», «мира») и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.
потоки расселения: обогнули карпаты и вышли на днепр; с юга к ладоге.
военная демократия.
община влияла сильно.
племенные союзы – думбы. 8в – города.
6. образование государства
момент возникновения государства нельзя определить с достаточной точностью. однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение государства следует относить к ix в.не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось государство. и здесь мы сталкиваемся с так называемой норманской теорией.
.. это древнейший летописный свод «повесть временных лет». летопись дает понять, что в ix в. наши предки жили в условиях безгосударственности, хотя прямо в ней об этом не говорится. речь идет лишь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные — варягам, что последние однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей. такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. три варяжских князя пришли на русь и в 862 г. сели на престолы: рюрик — в новгороде, трувор — в изборске (недалеко от пскова), синеус — в белоозере.
это событие и было принято считать моментом образования государства.возражения. во-первых, фактический материал, приводимый в «повести временных лет», не дает оснований для вывода о создании государства путем призвания варягов. наоборот, как и другие источники, дошедшие до нас, она говорит о том, что государственность у восточных славян уществовала еще до варягов. во-вторых, современная наука не может согласиться со столь примитивным объяснением сложного процесса образования любого государства. государство не может организовать один человек или несколько даже самых мужей. государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества.
.. тем не менее летописное упоминание было взято на вооружение еще в xviii в. определенной группой , разработавших варяжскую версию образования государства. в это время в российской академии наук работала группа , которые истолковали летописное предание в определенном смысле. так родилась пресловутая норманнская теория происхождения государства.уже в то время норманизм встретил возражения со стороны передовых ученых, среди которых был и м. в. ломоносов. с тех пор все , занимающиеся древней русью, разделились на два лагеря — норманистов и антинорманистов.
в киевское государство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и племена. это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным. однако основу его составляла народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов — (великороссов), украинцев и белорусов.
норманнизм и антинорманнизм.
норманнисты считают, что гос-стью русь обязана исключительно рюрику. антинорманнисты считают, что варяги дали руси только правящую династию. предпосылки же гос-сти на руси складывались под воздействием объективных причин в течение предшествовавшего призванию рюрика времени. одним из первых норманнистов был приглашенный в российскую академию наук в xviiiв. ученый байер. поддержал байера и его коллега миллер. байера и миллера раскритиковал м.в. ломоносов (первый антинорманнист). споры между норманнистами и антинорманнистами в xviiiв. приобрели политический оттенок, причем гос-во поддержало, естественно, позицию м.в. ломоносова. м.в. ломоносов пошел дальше и даже стал отрицать скандинавское происхождение варягов. однако на рубеже xviii-xixвв. норманнистов поддержали шлецер и даже карамзин. к xixв. утвердилась компромиссная версия: признание скандинавского происхождения рюрика, а также наличия предпосылок гос-сти в самой руси до рюрика. "антинаучная" норманнская теория б
ыла "разоблачена" в 30-е гг. xxв., а в 90-е гг. xxв. (по теории маятника) уже антинорманнскую теорию чуть было не объявили "антинаучной" и "коммунистической" во всяком случае, сейчас споры между норманнистами и антинорманнистами возобновились.