1 С какой целью родители определяли своих сыновей учениками в мастерские? 2Между кем заключался договор? 3Какие обязательства брал на себя мастер? 4Какими правами обладал ученик? 5Чему посвящен данный документ? 6Чьи интересы он защищал? 7Какие правила поведения на рынках устанавливались для горожан? 8 Каким было отношение церкви к ростовщикам? 9В чем причины такого отношения?
Кочевая цивилизация — одна из ярких страниц в истории человечества на пути его развития. В своей 3-тысячелетней истории кочевое общество долгий эволюционный путь. Казахское кочевое общество в системе мирового кочевничества создало высокие образцы хозяйственной, общественно-политической и культурно-бытовой этнической жизни.
Проблема изучения цивилизаций кочевников является одной из актуальных в современной историографии Казахстана и в тоже время сложной. Некоторые ученые, которые рассматривали жизнь всех народов мира через призму их соответствия уровню развития европейских стран, полностью отрицали в мировой истории роль тюрко-монгольских кочевых народов. Такое направление в исторической науке, связанное с доминирующей ролью европейских народов и необъективным занижением уровня развития кочевых цивилизаций Востока, носит название европоцентризм. О кочевниках писали народы, которые вели оседлый образ жизни, их описывал Геродот, китайские историки. Теория о кочевничестве и о кочевом государстве возникла позже.
Поскольку до XV-XVI вв. европейцы знали о кочевниках лишь по их периодическим нашествиям на Европу, они воспринимали кочевые народы не иначе как своих врагов.
В XVIII — XIX вв. европейские ученые высказывали свое мнение о кочевниках. Так, Монтескье рассматривал их как справедливых и вольных людей свободного общества, Фергюсон, А. Смит доказывали, что у кочевников имущественное и социальное неравенство проявилось раньше всех. И. Кант сделал вывод, что само государство как таковое возникает в результате столкновения кочевников и оседлых людей. Ф. Гегель считал, что, несмотря на наличие у кочевников социальных противоречий, государственности у них не было.
И хотя взгляды ученых были разными, но больший акцент в них делался на негативные стороны жизни кочевого общества. Например, такие ученые, как Торнвальд, Тойнби, считали, что кочевники не в силах создать цивилизованное общество и государство без извне. По мнению большинства исследователей, кочевые сообщества без оседлого населения не смогут развиваться.
С 1920-1940х годов кочевая цивилизация становится предметом специальных исследований.
В 60—70-х годах XX в. отдельные ученые стали признавать объективный характер возникновения кочевого образа жизни в силу географических, экономических и других факторов. Это не являлось "отступлением от пути к цивилизации", а было своеобразным хозяйственно-экономического развития. При к особенностям природно-географической среды, кочевники были вынуждены заниматься именно скотоводством. С увеличением поголовья скота им приходилось постоянно перемещаться в поисках новых пастбищ, что привело к возникновению кочевого образа жизни.
О и своеобразной культуре кочевников в свое время говорили В. Радлов, Л. Н. Гумилев, Б. Я. Владимирцев, А. Х. Маргулан, и др. «Степную грамоту» кочевников высоко оценил Б. Я. Владимирцев. Он пишет, что «монголы часто отличаются превосходной памятью и могут, прослушав 2-3 раза какое-нибудь понравившееся им поразившее их сказание, повторить его почти дословно».
Роль и место номадизма в истории Казахстана
В середине XX в. начали выходить в свет труды казахских историков, посвященные кочевой проблематике. Среди них работы С. 3. Зиманова "Общественный строй казахов в первой половине XIX века", В. Ф. Шахматова "Казахская пастбищно-кочевая община", С. Е. Толыбекова "Кочевое общество казахов в XVIII—XX вв.", Д. Кшибекова "Кочевое общество: возникновение, развитие, упадок", Н. Масанова "Кочевая цивилизация казахов" и др. По мнению этих ученых, кочевники самостоятельно достигают первых ступеней классового общества, а дальнейшее их развитие зависит от влияния оседлых народов, т. е. кочевой социум — это общественно-историческое объединение с ограниченными перспективами развития. Тем не менее, в последнее время все чаще звучат высказывания, подчеркивающие высокий уровень культуры и достоинства социального устройства древних и средневековых кочевых объединений. С мнением же о том, что кочевая цивилизация — закономерное явление в истории человечества, своеобразный вид хозяйственной деятельности, культуры и жизненного уклада, согласны большинство ученых.
По мнению крупнейшего археолога К. А. Акишева
Условия жизни в степи очень суровые. Монголы терпели голод и холод, кочуя в поисках пропитания и пастбищ. Чтобы дети сумели выжить их с годовалого возраста обучали верховой езде и обращению с луком. Это закаляло будущих солдат, тренируя их силу и волю. В итоге даже самый слабый монгольский воин был лучше любого вооружённого противника.
Огромным преимуществом в бою были лошади монголов. По характеру и выносливости они очень походили на своих владельцев. Эти животные преодолевали большие расстояния обходясь минимум пищи и воды.
Во время правления Чингисхана общественный строй монгол был успешно реформирован. Ему удалось объединить кочующие племена в могучее войско, что стало преимуществом в сравнении с феодальным строем царившем в Европе. Чингисхан установил жесткую систему власти. Каждое звено в которой было ответственно перед вышестоящим и за нижестоящего. Тот факт, что монголы считались отсталой нацией, не мешал им ознакамливаться с военными инновациями использующимися у их высокоразвитых соседей.
Оружие монголов во многом превосходило оружие их врагов. Воин выпускал в минуту до 12 стрел, что вполне можно сравнить со скорострельностью современной винтовки. Кочевники не применяли стратегии обстрела, им интереснее было прицельное поражение. Самым простым при обучении воина у монголов было попадание с 30 шагов верхом на лошади в определённую часть тела. Часто в бою ими применялась необычная стратегия. Кочевники создавали впечатление бегущих с поля боя и на ходу, благодаря натасканным животным, прицельно расстреливали лошадей противника, выигрывая этим решающее преимущество
Объяснение: