1. С опорой на текст выделите эпохи Возрождения, указанные в труде. 2. Какие общественные недостатки высмеивает автор? Какими художественными средствами достигается комический эффект? 3. С опорой на текст выделите, как хвалит себя глупость и кого критикует. Согласны ли вы с ее оценкой? Свой ответ аргументируйте. Воистину не забочусь нисколько тех любомудрах, которые провозглашают дерзновеннейшим глупцом всякого, кто произносит хвалы самому себе. Ладно, пусть это будет глупо, если уж им так хочется, лишь бы зазорно не было. Кому, однако, как не Глупости, больше подобает явиться трубачом собственной славы и самой себе подыгрывать на флейте? Кто может лучше изобразить меня, нежели я сама? Сверх того, действуя таким образом, я почитаю себя скромнее большинства великих и мудрых мира сего. Удерживаемые ложным стыдом, они не решаются выступить сами, но вместо того нанимают какого-нибудь продажного ритора или поэта- пустозвона, из чьих уст выслушивают похвалу, иначе говоря -ложь несусветную. Наш смиренник распускает хвост, словно павлин, задирает хохол, а тем временем бесстыжий льстец приравнивает этого ничтожного человека к богам, выставляет его образцом всех доблестей, до которых тому, как до звёзды небесной...
Что же признано нами, что все чувствования подлежат ведению Глупости. Тем и отличен от дурня мудрец, что руководствуется разумом, а не чувствами. Но мне даже противно говорить Долее об этом мудреце. Обратимся лучше к другим благам, которые доставляет вам Глупость. Между учёными юристы притязают на первое место и отличаются наивысшим самодовольством, а тем временем усердно катят Сизифов камень, единым духом цитируют сотни законов, нисколько не заботясь о том, имеют ли они хоть малейшее отношение к делу, толкования на толкования, дабы работа их казалась найтруднейшей из всех. Ибо, на их взгляд, чем больше труда, тем больше и славы.
Процедура избрания князя и принесения им клятвы верности Великому Новгороду хорошо известна из летописания. Данная грамота интересна тем, что является первым подлинным документом, показывающим, как именно оформлялся договор между приглашенным новгородцами князем и самим Новгородом. Ценность этого документа прекрасно сознавали уже в XVIII веке – на подлинной грамоте видны следы подклеек, с которых пытались сохранить внешний вид этого уникального памятника.
«На сем, княже, целуи хрест к всему Новугороду, на цем то целовали деди, и отци, и отец твои Ярослав. Новъгород ти держати в старине, по пошлине. Что волостии всех новгородьскых, того ти, княже, не держати своими мужи, нъ держати мужи новгородьскыми. А дар имати тобе от тех волостии.
А бес посадника тобе волостии не раздавати. А кому раздаял волости брат твои Александръ или Дмитрии с новгородци, тобе тех волостии без вины не лишати…»