1.складіть характеристику східної (кримської) війни за планом: 1) передумови;
2) привід; 3) перебіг; 4) результати; 5) історичне значення
2.складіть таблицю «вплив реформ 60—70-х рр. xix ст. на розвиток наддні-
прянщини».
назва реформи основні положення вплив на розвиток
3.проаналізуйте зміни, що відбувалися в містах наддніпрянщини в другій по-
ловині xix ст. порівняно з першою
До середины XI века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был римский папа, а в Византии – константинопольский патриарх, подчинявшийся императору.
От Византии христианскую веру приняли некоторые народы Восточной Европы и Балканского полуострова. Но римский папа хотел подчинить церковь в этих странах своей власти. Константинопольский патриарх, разумеется, противился этому. Из-за господства над христианской церковью между римским папой и константинопольским патриархом шла острая борьба.
Между церквами на Западе и Востоке существовали различия в обрядах и учении. На Западе совершали крестное знамение сложенными в щепоть пятью пальцами, на Востоке – тремя. В раздробленной Западной Европе церковь сохранила единый язык богослужения – латинский, восточная же церковь вела его на греческом, но допускала при обращении народов в христианство богослужение на местных языках. Позднее на Западе было запрещено вступать в брак всем духовным лицам, на Востоке же – только монахам, а священники были женатыми. Даже внешне восточные священники отличались от западных: не брили бороды, не выстригали волосы на темени.
В 1054 году, во время очередного конфликта, папа и патриарх предали друг друга проклятию. Произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической (что означает всемирная), а восточная – православной (то есть «правильной веры»). После разделения обе церкви стали полностью самостоятельными. Такое разделение существует и поныне.
Клюнийское движениеС середины IX века власть папы крайне ослабела; ее упадок продолжался около двух столетий. Этому распад Франкской империи, правители которой, как известно, поддерживали папу. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. Влияние церкви на верующих ослаблялось, что очень беспокоило многих церковных деятелей.
В католической церкви началось движение за усиление власти папы. Это движение возглавил монастырь в Клюни (в Восточной Франции), и оно постепенно охватило более двух тысяч монастырей. Его сторонники – клюнийцы – требовали, чтобы монахи строго соблюдали безбрачие, выступали против продажи церковных должностей и назначения епископов светскими государями. В этой борьбе они добились больших успехов.
Со второй половины XI века папа избирался высшими должностными лицами католической церкви – кардиналами – без вмешательства императора и других светских государей. Чтобы никто не мог влиять на выборы папы, собравшихся кардиналов даже запирали в зале на ключ, и само собрание кардиналов для избрания папы стали называть конклавом (в переводе с латинского – «под ключ»). Если через три дня они не приходили к согласию, их питание ограничивали, а еще через пять дней, чтобы ускорить выборы, переводили на хлеб и воду.
Католицизм же занял большую часть Европы, стал достаточно сильным объединяющим фактором, не только в духовном, но и в политическом смысле. Католическая Европа могла худо-бедно объединяться, и давать отпор завоевателям всех мастей, под предлогом защиты христианского мира; а то и устраивая общими силами крестовые походы. Православие же привело к некоторому изоляционизму стран, где было официальной религией. Поэтому ВСЕ православные страны кроме России, в конечном счёте оказались завоёваны, или вассально подчинены Османской империей. Католическая Европа не очень-то стремилась воевать за "схизматиков". А что дальше? Османское иго. Оно, понятное дело, не слишком развитию подчинённых стран. Россия же, уже побывав под монголо-татарским игом, в XVI-XVII веках была довольно изолированным государством. Вокруг виделись одни враги. И человек "французской веры" (т.е. католичества) представлялся не особо лучше, чем магометанин. С протестантскими же странами Россия не слишком тесно общалась по причине того, что их "заслоняла" Речь Посполитая; шведы же, будучи протестантами, были заклятые враги по геополитическим причинам. Соответственно, Россия до Петра I знакомилась с достижениями европейской культуры, науки и техники со значительным отставанием.
Но не всё так просто. Ещё, видимо, играл не последнюю роль тот фактор, что "греческое" христианство изначально было подчинено государству. В Западной Европе власть Папы и церковные органы могли иной раз выступать противовесом светской власти, и создавать проблемы на пути к абсолютной власти монархов. Протестантизм же, как конечный плод всего, что было оппозиционного и прогрессивного в католической церкви, стал религией взбунтовавшихся буржуа. Осознанно выбрать себе религию, и постоять за неё - это значительный шаг вперёд. После религии уже шёл вопрос о государственных и экономических изменениях. Поэтому протестантские страны живут лучше и чем православные, и чем католические. Не только, конечно, из-за этого, но факт налицо. В России же церковь видело государство единсвтенным своим защитником, так как страна была "окружена врагами", и вообще вся жизнь во многом на этом строилась. Поэтому простой народ должен был терпеть и слушаться государя. Пётр I же сделал церковь частью чиновничьего аппарата, так что уже вовсе ни к какому "движу" она была не
Другие православные страны освободились от Османского Ига лишь в XIX веке, и с тех пор им приходится навёрстывать упущенное. Многие попали в орбиту влияния России, а затем Советского Союза. Ну как бы это тоже не особо развитию, скажем честно, зато создавало некоторую изоляцию.
Вопрос, кстати не новый) В XIX веке его обсуждали "западники". И да, исторической ошибкой в этих кругах считалось, что приняли религию расслабленных застойных византийцев.