Реформы М. М. Сперанского Тильзитский мир, означавший резкий поворот во внешней политике России, вызвал негативное отношение со стороны ближайших друзей Александра из Негласного комитета и уход их в отставку со своих постов. Ближайшим сподвижником императора в этот период становится государственный секретарь М. М. Сперанский, сын сельского священника, сделавший карьеру благодаря своим выдающимся Сперанскому было поручено развить и довести до логического конца реформы начала царствования Александра I. Комплексный проект реформ был подготовлен Сперанским в 1809 г. и включал в себя следующие основные положения: разделение государственной власти на три ветви — законодательную (Государственная дума), исполнительную (Комитет министров) и судебную (Сенат); создание совещательного органа при императоре — Государственного совета, который должен был рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу; деление российского общества на три сословия — дворянство, среднее состояние (купцы, мещане, государственные крестьяне) и народ рабочий (крепостные крестьяне и рабочие); предоставление гражданских прав всем трем сословиям, а избирательных прав — только первым двум. Проект Сперанского был в конечном счете направлен на превращение самодержавия в конституционную монархию, ликвидацию крепостного права, установления равенства всех сословий перед законом. Во многом этот проект был вдохновлен Гражданским кодексом Наполеона, принятым во Франции в 1804 г. Планы Сперанского вызвали негодование у консервативно настроенной части дворянства, поскольку она увидела в них угрозу своей власти над крепостными крестьянами. Противники реформ обвиняли Сперанского в революционных замыслах, предательстве России и сотрудничестве с Наполеоном. Из-за значительного давления со стороны дворянства Александр I так и не решился воплотить замысел Сперанского в полном объеме. Единственной реализованной частью реформы стало создание в 1810 г. Государственного совета. В марте 1812 г. в обстановке приближающейся войны с Францией Сперанский был отправлен в отставку и выслан в Нижний Новгород.
Установление монополии на ЖД перевозки дало отсутствие "пробок" и проблемы с пересадками от одного перевозчика к другому. А изменение размера ЖД колеи (в европе она более узкая) создало препятствие для врага при перевозке войск, техники и припасов в случае войны. Врагам приходилось бы перегружать груз из своих вагонов (для узкой колеи) в российские вагоны (для широкой колеи). А это большая потеря времени, да и наших вагонов и паровозов у врага нет, их ещё где-то раздобыть надо. Эта хитрость Александра III очень даже во второй мировой войне, так как у немцев не было нужных вагонов и паровозов и продвижение грузов по железной дороге сильно затруднялось. Вот так как-то.
Вот так как-то.