Теория, согласно которой власть в государстве должна быть разделена между тремя независимыми и взаимно уравновешенными ветвями, — законодательной, исполнительной и судебной. Законодательная власть принимает нормативные акты высшей юридической силы, исполнительная исполняет законы. Судебная власть отправляет правосудие на основании закона. Тезисы: 1) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 2) система сдерживаний и противовесов между ветвями власти для предотвращения злоупотребления властью. Заключается в наличии у каждой ветви власти законных полномочий по контролю за деятельностью других ветвей власти; 3) сотрудничество ветвей власти для эффективного управления обществом. Цель теории разделения властей — исключение возможности узурпации власти в государстве. Это необходимо, так как лицо, сосредоточившее всю государственную власть в своих руках, перестает при использовании власти руководствоваться интересами остальных граждан. А граждане теряют возможность бороться со злоупотреблениями правителя. Основоположниками этой теории считают Ш. Монтескье, который выдвинул ее и развил в работе «О духе законов» , а такжеДж. Локка. Теория в ее классическом виде подразумевает деление власти в государстве на три ветви. Существуют также другие точки зрения: * должны существовать только две власти: законодательная и исполнительная. Эта мысль основана на том, что суды действуют на основе законов, принимаемых законодательной властью, поэтому суды — тоже органы исполнительной власти; * есть и четвертая ветвь — контрольная власть. К ней относят, например, власть президента, если он наделен значительными полномочиями и называется главой государства; * в федеративных государствах отдельной ветвью является власть федерации. Дж. Локк выделял законодательную, исполнительную и федеративную. Она включает в себя руководство внешней безопасностью и интересами общества в отношениях со всеми, от кого оно может получить выгоду или понести ущерб; * есть и материальная власть. Она воплощается в тех государственных органах, которые имеют необходимые полномочия, аппарат и материальные ресурсы, чтобы силой принуждать к определенному поведению (так называемые силовые ведомства) ; * существует также избирательная власть. Так называют власть избирательного корпуса в период выборов в органы государственной власти. Как разновидность избирательной власти некоторые теоретики выделяют «учредительную власть» . Она, по их мнению, принадлежит избирательному корпусу в переломное время, когда необходимо учредить новый государственный строй; * теоретики подчас указывают и на такую силу, как политическая власть. Считается, что она принадлежит политическим партиям, которые и созданы для того, чтобы бороться за обладание властью; * «четвертой властью» иногда называют власть СМИ, так как средства массовой информации влияют на принятие народом политических решений. Поэтому с ними считаются властные структуры и политические партии2.Есть точка зрения, которая вовсе не признает теорию разделения властей. Так, Э. А. Поздняков пишет, что верховная власть едина и неделима по своему принципу, точно так же она неразделима в своих проявлениях… Законодательная, судебная и исполнительная власти имеют смысл только как проявления одной и той же силы, которая в законодательной сфере устанавливает некоторые общие нормы, а суд и администрация принимают их к исполнению и применяют к частным случаям3.В советскую эпоху также отрицалась эта теория. Считалось, что она свойственна буржуазному строю. А в социалистическом государстве власть не может делиться. Она должна быть едина и неделима, а речь может идти только о простом, ремесленном разделении трудовых функций среди органов государственной власти
Теория, согласно которой власть в государстве должна быть разделена между тремя независимыми и взаимно уравновешенными ветвями, — законодательной, исполнительной и судебной. Законодательная власть принимает нормативные акты высшей юридической силы, исполнительная исполняет законы. Судебная власть отправляет правосудие на основании закона. Тезисы: 1) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 2) система сдерживаний и противовесов между ветвями власти для предотвращения злоупотребления властью. Заключается в наличии у каждой ветви власти законных полномочий по контролю за деятельностью других ветвей власти; 3) сотрудничество ветвей власти для эффективного управления обществом. Цель теории разделения властей — исключение возможности узурпации власти в государстве. Это необходимо, так как лицо, сосредоточившее всю государственную власть в своих руках, перестает при использовании власти руководствоваться интересами остальных граждан. А граждане теряют возможность бороться со злоупотреблениями правителя. Основоположниками этой теории считают Ш. Монтескье, который выдвинул ее и развил в работе «О духе законов» , а такжеДж. Локка. Теория в ее классическом виде подразумевает деление власти в государстве на три ветви. Существуют также другие точки зрения: * должны существовать только две власти: законодательная и исполнительная. Эта мысль основана на том, что суды действуют на основе законов, принимаемых законодательной властью, поэтому суды — тоже органы исполнительной власти; * есть и четвертая ветвь — контрольная власть. К ней относят, например, власть президента, если он наделен значительными полномочиями и называется главой государства; * в федеративных государствах отдельной ветвью является власть федерации. Дж. Локк выделял законодательную, исполнительную и федеративную. Она включает в себя руководство внешней безопасностью и интересами общества в отношениях со всеми, от кого оно может получить выгоду или понести ущерб; * есть и материальная власть. Она воплощается в тех государственных органах, которые имеют необходимые полномочия, аппарат и материальные ресурсы, чтобы силой принуждать к определенному поведению (так называемые силовые ведомства) ; * существует также избирательная власть. Так называют власть избирательного корпуса в период выборов в органы государственной власти. Как разновидность избирательной власти некоторые теоретики выделяют «учредительную власть» . Она, по их мнению, принадлежит избирательному корпусу в переломное время, когда необходимо учредить новый государственный строй; * теоретики подчас указывают и на такую силу, как политическая власть. Считается, что она принадлежит политическим партиям, которые и созданы для того, чтобы бороться за обладание властью; * «четвертой властью» иногда называют власть СМИ, так как средства массовой информации влияют на принятие народом политических решений. Поэтому с ними считаются властные структуры и политические партии2.Есть точка зрения, которая вовсе не признает теорию разделения властей. Так, Э. А. Поздняков пишет, что верховная власть едина и неделима по своему принципу, точно так же она неразделима в своих проявлениях… Законодательная, судебная и исполнительная власти имеют смысл только как проявления одной и той же силы, которая в законодательной сфере устанавливает некоторые общие нормы, а суд и администрация принимают их к исполнению и применяют к частным случаям3.В советскую эпоху также отрицалась эта теория. Считалось, что она свойственна буржуазному строю. А в социалистическом государстве власть не может делиться. Она должна быть едина и неделима, а речь может идти только о простом, ремесленном разделении трудовых функций среди органов государственной власти
Объяснение: